...постмодернизм стал привлекать все больше некритически мыслящих сторонников, превращаясь... в моду философствования, метко названную эстетствующим иррационализмом. Более того, в некоторых кругах эта мода переросла в доминирующую тенденцию, уже претендующую на исключительное положение и потому подавляющая любые другие. Эта ситуация не многим отличается от идеологической диктатуры марксистко-ленинской философии, которая мало известна новому поколению, однако более чем знакома старшему. Однако, я все же надеюсь, что силы разума и просвещения победят

Сергей Капица

Широкие области гуманитарных наук и литературоведения оказались обращены в то, что мы для простоты будем называть «постмодернизм». Это интеллектуальное течение характеризуется более или менее развернутым отказом от рационалистической традиции Просвещения, установлением независимых от любой эмпирической проверки теорий, когнитивным и культурологическим релятивизмом, который рассматривает науки как «наррации» или социальные конструкты среди прочих

Жан Брикмон, Ален Сокал

В 1996 году профессор физики университета Нью-Йорка Алан Сокал в журнале «Social Texts» опубликовал статью под названием "Нарушая границы: к трансформативной герменевтике квантовой гравитации", построенную на абсурдном с точки зрения логики тезисе, напичканную терминологией квантовой физики и содержащей скрытые цитаты из работ авторитетов постмодернистской философии: Жака Деррида, Жана Бодрийяра, Жиля Делёза, Жака Лакана, Люс Иригарей и др. Статья пародировала современные философские междисциплинарные исследования и была полностью лишена смысла, как с точки зрения философии, так и с точки зрения физики. Однако и авторитетный журнал, и постмодернистская философская общественность восприняли ее совершенно всерьез. Объявление автора о мистификации вызвало скандал во французской интеллектуальной среде.

Через несколько лет Сокал совместно с Брикмоном выпустил книгу, ставящую под сомнение состоятельность основных авторов, претендующих на создание современной постмодернистской философии. Авторы ставили перед собой цель показать, "что такие известные интеллектуалы, как Лакан, Кристева, Иригарэй, Бодрийар и Делез, неоднократно злоупотребляли научными концепциями и терминологией: или используя научные идеи полностью вне контекста, никак не обосновывая — отметим, что мы не против перенесения концепций из одной области в другую, а возражаем лишь против таких необоснованных переносов — или же кичась научным жаргоном перед своими читателями, которые не являются учеными, не обращая никакого внимания на его адекватность и даже значение. Мы не считаем, что это умаляет значение остальной части их работы, судить о которой мы не беремся. Другой мишенью нашей книги является эпистемологический релятивизм, а именно идея, которая, по крайней мере, когда выражена отчетливо, гораздо более широко распространена в англоговорящем мире, чем во Франции, и состоит в том, что современная наука есть не более, чем "миф", "повествование", или "социальная конструкция" среди прочих".

"Научный маньеризм" как использование научных понятий и явлений без понимания их истинного смысла (и как следствие, утрата самого знания) - характерное явление современной культуры, и распространенностью своей оно обязано не только неконтролируемому потоку философской мысли, но и силе массового искусства. Дело в том, что "творческий потенциал" псевдонаучных конструкций сегодня в полной мере осознан деятелями массовой культуры. Кино- и печатная продукция, маркетинг которой ориентируется на т.н. интеллектуальные круги зрителей и читателей, эксплуатирует сюжеты как естественных, так и гуманитарных наук. Если фильм "Убийства в Оксфорде" режиссёра Алекса де ла Иглесиа 2008 года по произведению аргентинского писателя Гильермо Мартинез Crímenes imperceptibles вызовет усмешку математика, то знаменитый "Код да Винчи", будь то роман Дэна Брауна или фильм Рона Ховарда, спровоцирует судороги у историка и искусствоведа. Исключением были, есть и будут художественные произведения, написанные самими учеными - к счастью, это не такое уж редкое явление. Что же касается издержек междисциплинарности в самой науке, эскапада Сокала привлекла к этой проблеме давно заслуженное ею внимание.