Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_gjs01m3qchglkp307r04rcip97, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_gjs01m3qchglkp307r04rcip97, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств


Рафаэль Парнас Станцы 1508 г. детальКлассицизм (нем. Klassizismus, от лат. classicus — см. классика, классическое искусство) — художественное направление, ориентированное на идеалПуссен Аполлон и музы (Парнас) ок.1626-35ы античной классики. С этим фундаментальным определением связано другое, частное: художественный стиль Классицизма (здесь это слово обязательно употребляется в родительном падеже) — искусство определенной страны, эпохи, школы, мастера, следующее классицистическим принципам формообразования. В отличие от классики классицизм — не качественное, а функциональное понятие. Оно отражает определенную тенденцию художественного мышления, основанную на естественном стремлении к целостности, ясности, простоте, уравновешенности, логичности — рационально-идеализирующем архетипе мышления. Подобный идеал наиболее полно явил себя в истории лишь однажды — в эпоху античной классики. Поэтому в европейском искусстве в большинстве случаев преобладание на определенном этапе развития классицистического мышления приводит к ориентации на формы античного искусства. По словам П. П. Муратова, "способность возрождаться вообще свойственна античному миру"1, и это не раз повторялось в истории. Вместе с тем обращение к античности — не сущностный, а внешний и не обязательный признак искусства Классицизма. Природа классицистического искусства заключается не в формах, а в способности классики сохранять свою ценность, душу и смысл даже тогда, когда формы древнего искусства уже умерли и не являются актуальными (см. содержание и форма в искусстве).

Основой классицистического художественного мышления является онтологическое, вневременно́е понимание красоты, убеждение в том, что Красота вечна, а законы гармонии действуют независимо от воли человека.

С психологической точки зрения проявление классицистического мышления — отражение естественного для человека стремления, в особенности в сложные, переходные исторические периоды, найти опору в быстро меняющемся мире, опираясь на прошлое, обрести уверенность в будущем, достигнуть равновесия в системе рационального мышления, ясных и завершенных представлениях о пространстве и времени, в строгих, замкнутых, размеренных формах, образцы которых дали нам "великие греки". Понятно, что этот идеал эфемерен, иллюзорен, а мировоззрение классициста наивно и утопично. Именно поэтому Классицизм как художественное направление и как тенденция мышления по своей внутренней природе романтичен, а искусство Классицизма и Романтизма тесно взаимосвязано. Один из основоположников романтической эстетики, Ф. Шлегель (1772—1828; см. йенские романтики), рассматривал преклонение перед античностью как частный случай романтического мышления. Классицизм и Романтизм неразделимы, но их определения различаются в конкретно-исторических художественных стилях Классицизма и Романтизма. "Классицизм — подавленный Романтизм" — эта остроумная формула отражает частные ситуации в истории искусства. В художественных формах классицистического стиля воля и чувства художника подчиняются логике, эстетической норме, это реакция мысли, разума на жизнь. Романтизм — реакция жизни на формы мысли. Поэтому Классицизм не локализуется в какой-либо одной исторической эпохе, течении, стиле или национальной школе. Отдельные классицистические тенденции возникали еще в искусстве Древнего Египта (см. саисское возрождение), в эллинистический период как своеобразный академизм . На осознании кровного родства с античной классикой выросло все европейское искусство: древнеримское, византийское, романское, в значительной мере древнерусское

. Эстетическая теория, положенная позднее в основу классицистического направления в истории западноевропейского искусства, создавалась в эпоху Итальянского Возрождения.

Рафаэль Афинская школа 1508 гю

При этом подчеркивалось, что нормативная и "охранительная" сторона классицистических установок рано или поздно "способствует скорому признанию тщетности своих усилий, что постоянно угрожает энтузиазму любого поклонника классицизма"3. Действительно, искусство Классицизма склонно к стабилизации достигнутого, канонизации художественных форм и "самостилизации". Поэтому Классицизму всегда сопутствует академизм/

Пуссен Танкред и Эрминия 1631



Литература:

Муратов П. Образы Италии. М.: Республика, 1994.
Грюнебаум Г. фон. О понятии и значении классицизма в культуре // Основные черты арабо-мусульманской культуры. М.: Наука, 1981.
Вёльфлин Г. Классическое искусство. СПб.: Алетейя, 1997 (1898).
Некрасов А. Теория архитектуры. М.: Стройиздат, 1994.
Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. М.: Изд-во Акад. арх., 1935. Кн. VI, 2.

Источник: Власов Словарь изобразительного искусства, 2004-2009