Ассоциативная связьПериод господства стиля модерн в европейской культуре насчитывает не более трех десятков лет (с середины 80-х гг. XIX в. до второй половины 10-х гг. XX в.). Однако, просуществовав столь недолго, модерн выполнил свою историческую роль. Он становится последним стилем «классической» культуры.

В болезненно-изысканных линиях модерна, орнаментальности его плоских форм и символических образах, уводящих в замкнутое пространство мифопоэтической грезы, воплощается «внешнее обнаружение внутренней согласованности душ, сверхразумного духовного их единства» (В. Вейдле. "Умирание искусства" 1937 г.), проявляющееся в литературе и искусстве fin de siècle. Исходя из определения стиля, данного В. Вейдле, появление модерна было обусловлено, прежде всего, духовными поисками его создателей, стремящимися преодолеть приземленность, утилитаризм, социальную ангажированность, путем возвращения категории прекрасного ее иератического статуса. Несмотря на эпатирующий внешний утилитаризм, целью европейского модерна, в том числе и русского, становится поиск универсальных формул и форм, в которых бы воплотился символизм неких глубинных духовных сущностей бытия. При этом исследователи отмечают у создателей модерна стремление избавиться от традиционных штампов, «снять у читателя традиционную установку, уничтожить само измерение, систему координат, в которой существовали прежние ценности» (О. Ковалева).
В английской литературе и искусстве формируется особый «извод» стиля, который позволяет говорить о единстве художественных приемов и об общности мифологических образов в литературе и живописи английского модерна. Одни и те же мифологические и легендарные образы появляются в графических и живописных работах Уильяма Морриса и Эдварда Берн-Джонса (Оба эти художника не вписываются в традиционную парадигму стиля, но считаются его духовными вдохновителями и отцами декоративной иконографии модерна. Об этом говорит
Анри ван де Вельде художник, архитектор, один из важнейших теоретиков стиля, в лекции «Рескин и Моррис», прочитанной им в Брюсселе в январе 1898 г.), а также Уолтера Крейна и Чарльза Рикеттса, в сказках, романах, эссе Оскара Уайльда, У. Б. Йейтса, в рисунках и литературных произведениях Обри Бердслея.

Философия и поэтика живописи и архитектуры стиля модерн изучены и представлены как в европейской художественной критике начала и середины ХХ в., когда исследователями нередко становились сами художники (Анри ван де Вельде, Уолтер Крейн, Эмиль Галле и др.), так и в искусствоведческих работах последних десятилетий XX в. и начала XXI в. Тенденция изучения литературных произведений модерна с точки зрения стилевой оригинальности получает достойное развитие в немецком литературоведении. Российские исследователи (Н. В. Тишунина, Ю.В. Ратникова, С.Д. Титаренко, И.В. Корецкая) обращаются к проблеме литературного модерна только через сто лет после его расцвета, т.е. в 1990-е годы. Появление этих работ было вызвано необходимостью переосмыслить потенциал духовно-творческой энергии искусства и литературы модерна на пороге третьего тысячелетия, бессильно наблюдающего «процесс угасания Культуры».

Модерн называют еще "эпохой 1900-х", и это столь "громкое" название говорит о том, что, несмотря на короткий период своего развития (около 10—15 лет), этот стиль смог не толькВиктор Орта Каминная камната о внедриться в быт, но и придать ему своеобразную окраску. Он явился своего рода протестом против помпезности замыслов и консервативности выразительных средств искусства середины XIX в., но в то же время обращен был к прошлому, к средним векам, что было связано с движением национального возрождения, при этом активное использование современных материалов позволяло говорить о направленнос¬ти этого стиля в будущее. "Новаторство формы, предпочтение, отданное современным материалам и интернациональность ар нуво были созвучны эпохе. Чувство юмора и покорность — тоже знамение времени".
Истоки модерна можно найти в готике, маньеризме, других стилях, уже ставших классическими. Как сложившийся стиль модерн заявляет о себе уже в 80-е гг. XIX в., в истории искусств он выступает как стадия, следующая "за реализмом и импрессиониз¬мом. Развитие последних двух направлений нужно модерну... чтобы противопоставить себя им и... использовать в переосмысленной форме их
достижения". Модерн вырастает из английской и немец¬кой школ, где было развито линейное начало, но перемешаны, растворены друг в друге орнаментальное и изобразительное. Появле-ние этого стиля в Европе относится к 1870—1880 гг. Гауди Особняк Мила,(его связывают с деятельностью фирмы ""Моррис и К""), в 1890-е гг. он появляется в России.

Можно провести, правда, довольно условное выделение нескольких этапов в развитии этого стиля: Первый этап (с 1890 по 1900 г.) — выдвижение задачи и решительное обновление художественно-образного языка архитектуры, разработка новых приемов пространственных композиций сооружения, усиление тенденций использования новых материалов (сталь, бетон и т.п.), ориентация на орнаментальность, поиск новых декоративных мотивов и т.п.
Второй этап (приблизительно с 1900—1905 гг.) характеризуется постепенным отходом от декоративности, более последовательным освоением строительных материалов нового образца.
Третий этап (продолжавшийся примерно до 1910 гг. XX в.) отмечен стремлением к простоте, строгости, последовательному изу-чению строительной техники.
Перед художниками встает вопрос переосмысления сложившихся и уже устоявшихся ценностей, картины мира и места человека в этом новом "техническом" мире. Вероятно, именно в связи с этим в модерне встает вопрос о синтезе искусств.
Некоторые исследователи стиля говорят об имманентности идеи синтеза самой теории и практики стиля, прослеживают романтичес-кие корни этой идеи, но предполагают, что как такового синтеза искусств нет и можно говорить лишь о стремлении к синтезу. Этого мнения придерживаются, например,
Е.Б. Мурина, Д.В. Сарабьянов, М. Валлис.
По мнению Е.Б. Муриной, "модерн имеет все необходимые черты единого художественного стиля при слабо развитом синтезе искусств: он опирается на оригинальную концепцию архитектуры, направившую развитие нового формообразования в сфере приклад-ных искусств..."

Согласно Д.В. Сарабьянову, "синтез возникает в тех ситуациях, когда художники задавались целью воплотить стоящие перед ними... задачи... Подлинной сверхзадачи в синтезе модерна нет", но при этом Сарабьянов не отрицает возможности малых синтезов. Подобным утверждениям противостоят мнения других исследователей (Дмитриева, Володина, ван де Вельде и пр.), утверждающих, что в период возникновения этого стиля ни одно явление искусства не могло остаться безучастным к "надэстетическим" вопросам, и та ситуация, которую Сарабьянов обозначил как отсутствие цели воплощения стоящих над искусством задач, по-видимому, отсутствовала.
К началу XX в. появляется ощущение наступления новой эры — эры машин, приходит время поисков пропорций, утверждается дух архитектуры. Все эмоциональные проявления, восприятие природы, понимание ее красоты и мощи сливаются в единую систему архитектурной организации.
Утрата ощущения единства духовной культуры человека и це-лостности самого человека в мире приводит к размышлениям о необходимости найти целостность в культуре, создать некий синтез, в котором не так остро и не так болезненно чувствовалась бы его покинутость в мире, поэтому в конце XIX — начале XX в. возникает идея о необходимости примиряющего синтеза как "настоятельной задачи искусства". Эта идея находит отражение во многих философ-ских учениях, в том числе в трудах Ницше,
Бергсона, Дильтея, Зиммеля,Соловьева.
Безусловно, выдвигаемые ими концепции во многом носили идеалистический характер и в некоторых случаях появлялись тогда, когда стиль уже функционировал, опирались на традиции, возрождающие романтизм, были во многом родственны друг другу и в "месте их родства" возникает возможность их сопоставления с новым стилем.

Ходлер Ночь 1890

Источники:

Le Corbusier. L'art dekoratif d'aujouid'hui. P., 1925.
Иконников А.В. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. М., 1990.
Жиллет А. Универсальная эстетика ар нуво // Курьер ЮНЕСКО. 1990. Октябрь.
Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989.
Мурина Е.Б. Синтез пространственных искусств и архитектура. М., 1982.
Сарабъянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989. См. также: Валлис М. Secesja. Warszawa, 1974.

Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6, 2001. С. 43-52.

Е.В. Петрова