Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_p7314ktj66i771ftiovbc3qpr3, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_p7314ktj66i771ftiovbc3qpr3, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Пьер Огюст Ренуар. Автопортрет в возрасте 35 лет. 1876 г.

Французский живописец, график, скульптор Пьер Огюст Ренуар (1841, Лимож — 1919, Кань-сюр-Мер, Приморские Альпы). Играл важную роль в деятельности группы импрессионистов. Художественная одаренность Ренуара проявилась с раннего детства, и родители определили его в 1854 учеником в мастерскую по росписи фарфора, хотя он в равной степени обнаруживал и музыкальные способности. Работая в мастерской, посещал Школу рисунка и прикладного искусства на улице Пти-Каро. Зарабатывал, расписывая гербы, шторы, веера. Собранные сбережения позволили ему всерьез заняться живописью. С 1862 учится в Школе изящных искусств в Париже и в мастерской Глейра, где знакомится с Базилем, Моне, Сислеем. Они пишут этюды в окрестностях Парижа; в 1863 Ренуар встретил в лесу Фонтенбло Диаза, который посоветовал ему высветлить палитру. В 1864 выставляет в Салоне картину Эсмеральда, танцующая с козочкой, впоследствии им уничтоженную. Знакомится с Курбе, влияние которого ощутимо в Харчевне матушки Антони (1866, Стокгольм, Нац. музей), Диане-охотнице (1867, Вашингтон, Нац. галерея искусства). Новый метод отражения мира, названный впоследствии импрессионизмом, способствовал выработке собственного творческого видения. Мифологические, исторические сюжеты вытесняются непосредственными впечатлениями от действительности, современность становится главной темой Ренуара (Семья Сислея, 1868, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг). Художник много работает на пленэре, его палитра светлеет, все большее внимание он уделяет передаче световоздушной среды, солнечного освещения, его картины наполняются дыханием жизни, мир предстает в них исполненным вечной изменчивости, движения: Лягушатник (1869, Винтертур, собрание О. Рейнхардта). Ренуар часто пишет картины на берегу Сены, в Аржантее, вместе с Моне, однако его привлекает не столько пейзаж, сколько человек, атмосфера дружеского общения: Портрет Моне (1872, Париж, частное собрание), В саду (1875, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), После обеда (1879, Чикаго, Институт искусств), Завтрак гребцов (1881, Вашингтон, собрание Филлипс). Отвергаемый Салоном, Ренуар участвует в первой выставке импрессионистов в 1874: Танцовщица (Вашингтон, Нац. галерея искусства), Ложа (Лондон, Институт Курто) и др.; во второй, в 1876, 15 работами; затем еще в третьей и седьмой. Постепенно Ренуар приобретает известность своими портретами, с особым вдохновением пишет детей, женщин, а также обнаженную модель: Мадам Жорж Шарпантье с детьми (1876—1878, Нью-Йорк, музей Метрополитен); После купания 1888(1877, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Создается впечатление, что художник испытывал наслаждение от возможности сохранить нетленным чудо молодости, красоты. Это чувство передается зрителю, которого завораживает грация женских образов, простодушная открытость прелестных детских лиц. В обиход не случайно вошло выражение "ренуаровская женщина" (Обнаженная, 1876, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Девушка с веером, ок. 1881, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; На террасе, 1881, Чикаго, Институт искусств; Женщина на солнце, 1876, Париж, музей Орсе).

Для полотен Ренуара характерен особый колорит, напоминающий порой цветовую гамму мастеров рококо; он любит розовые, голубые, бледно-зеленые тона, оттеняемые звучным, сочным черным. Однако, вглядевшись, обнаруживаем, что черного как такового мало: художник использует густые, очень темные оттенки синего, зеленого, вишневого, создающие иллюзию черного: Девушки в черном (нач. 1880-х, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мастер работает мелким, ясно различимым мазком, добиваясь трепетной, словно вибрирующей поверхности, особой свежести в передаче цвета лица, блеска глаз, улыбки (Портрет Анриетт Анрио, 1876, Вашингтон, Нац. галерея искусства; Девушка с кошкой, 1880, Нью-Йорк, частное собрание). В 1881 Ренуар предпринимает поездку в Алжир, привозит оттуда ряд зарисовок и картин, осенью того же года посещает Италию, делает в Венеции наброски гондольеров, собора Св. Марка. Произведения Рафаэля произвели сильное впечатление на художника, он начинает строже относиться к рисунку, стремится к четкости линий и форм. Его манера становится несколько более сухой, "классичной" — этот период называют "энгровским". Если раньше главным средством выразительности был цвет, колорит, то теперь начинает играть не менее важную роль рисунок (Зонтики, ок. 1880, Лондон, Нац. галерея; Купальщица, 1881, Уильямстоун, Институт Кларк; Танцы в Буживале, 1883, Бостон, Музей изящных искусств; Большие купальщицы, 1884— 1887, Филадельфия, Музей искусств). В 1885 посетил Испанию. В кон. 1880-х Ренуар переживает творческий кризис, находя свои полотна слишком "засушенными", художник уничтожает некоторые из них и возвращается к более свободной живописной манере. Его краски приобретают особую светозарность — т. н. "перламутровый" период (Девушки за фортепиано, 1892, Нью-Йорк, музей Метрополитен; Заснувшая купальщица, 1897, Винтертур, собрание О. Рейнхардта). Художник с удовольствием пишет своих сыновей — Пьера (род. 1885), Жана (род. 1894), впоследствии известного кинорежиссера, и Клода (Коко, род. 1906); Габриэль и Жан (1895, Париж, Нац. музей, коллекция Вальтера Гийома), Урок чтения Коко (ок. 1906, Мерион, Музей Барнс). В 1903 Ренуар обосновывается в Кань-сюр-Мер, в собственном доме. Он работает над пейзажами, человеческой фигурой, натюрмортом, в его колорите начинают преобладать красноватые тона. С годами из-за болезни он не может держать в руках кисти, и их привязывают, а вскоре от живописи приходится отказаться. И здесь происходит подлинное чудо — открывается огромный пластический дар художника. Давая указания своему помощнику (Гино), мастер создает ряд великолепных скульптур, поражающих мощью форм, весомостью объемов, красотой и гармонией силуэтов и какой-то торжествующей радостью, жизнеутверждающей силой, заставляющей забыть, что выполнены они старым, изувеченным болезнью человеком (Венера, 1913, Париж, частное собрание; Большая прачка, 1917, Кёльн, частное собрание; Материнство, 1916, Париж, частное собрание).

Произведения

Пьер Огюст Ренуар. Бал в …Пьер Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт. 1876. Париж, музей Орсе

Пьер Огюст Ренуар. Бал в …

Пьер Огюст Ренуар. Ложа. 1874 …Пьер Огюст Ренуар. Ложа. 1874. Лондон, Институт Курто

Пьер Огюст Ренуар. Ложа. 1874 …

Пьер Огюст Ренуар. Портрет Жанны …Пьер Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877. Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Пьер Огюст Ренуар. Портрет Жанны

В. Стародубова

Словарь Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика

Воллар А. Ренуар. Л., 1934; Ренуар: Альбом / Авт.-сост. М. Прокофьева. М., 1966; Ренуар Ж. Огюст Ренуар. М., 1970; Перрюшо А. Жизнь Ренуара. М., 1979; Fosca F. Renoir. L’homme et son œuvre. Paris, 1961; Daulte F. Auguste Renoir. Catalogue raisonné de ocuvre peint. Figures. Lausanne, 1971. Vol. I; White B. Renoir. New York, 1984.