Французский живописец, график Поль Сезанн (1839—1906) родился и умер в Экс-ан-Прованс. Семья Сезана происходила из итальянского селения Чезана на границе с Францией. Отец художника был ремесленником по изготовлению шляп, затем, разбогатев, завел банковское дело. В 1859 он приобрел имение «Жа де Буффан», которое впоследствии Сезанн неоднократно изображал в своих картинах.
Сезанн получил прекрасное образование в коллеже Бурбон в Эксе (1852—1858), где познакомился с Э. Золя, ставшим на долгие годы его близким другом. Увлекался литературой, сам писал стихи, в подлиннике читал античных авторов, Вергилий всю жизнь был его любимым поэтом. По вечерам посещал муниципальную художественную школу, руководимую Ж. Жибером. С 1859 по 1861 несколько раз посетил Париж, затем поступил в отцовский банк.
В1862, вопреки воле отца, решает целиком посвятить себя живописи и уезжает в Париж. Ежедневно рисует модель в студии Сюиса, копирует в Лувре старых мастеров, сильное впечатление на него производят полотна Делакруа и Курбе. В "Салоне отверженных" (1863) знакомится с произведениями новаторов, ищущих новые пути в искусстве (Мане и др.). Для произведений 1860-х характерны экспрессия, некоторая "чрезмерность" эмоций и форм, давшие повод назвать этот период "романтическим", "барочным": Оргия (ок. 1864—1868), Вскрытие (ок. 1867—1869, обе — Париж, собрание Леконт), Магдалина (1869, Париж, музей Орсе), Негр Сципион (ок. 1865, Сан-Паоло, Музей искусств). Они написаны мощным, свободным мазком, густо, пастозно, нередко используется мастихин. Линии и ритмы стремительны, возникает впечатление, что кисть не поспевает за мыслью, результат не адекватен замыслу. В этом "несовпадении" трагедия Сезанна: оно порождало неверие в свои силы, сомнения в правильности выбранного пути. Иногда он подолгу не берет в руки кисть, но жить без искусства уже не может, для него живопись — средство общения с миром.
1870-е гг. становятся для художника периодом импрессионизма, он с интересом изучает вопросы света и цвета; в студии Сюиса знакомится с Писсарро, а через него с другими импрессионистами, в 1872—1873 работает вместе с Писсарро в Понтуазе и Овере. Доброжелательное внимание Писсарро, его советы благотворно влияют на художника. Он начинает больше работать на натуре, пишет пейзажи, его палитра становится более яркой, мазки более упорядоченными.
Сезанн участвует в выставках импрессионистов (Дом повешенного, 1872—1873, Париж, музей Орсе). Однако после третьей выставки художник отходит от импрессионизма, в 1879 г. уезжает из суетного Парижа в Экс, где остается до конца своей жизни. Произведения, созданные в 1880-х гг., относят к конструктивному периоду творчества Сезанна. Художнику важно запечатлеть не преходящее впечатление, а создать образ человека и природы, в котором бы отразился отсвет вечной гармонии вселенной. Он стремится подчинить стихию чувств законам разума, вернуться к природе "через Пуссена". У импрессионистов видимый мир как бы растворялся, струился в потоках света. Сезанн возвращает предметам объем, плотность, вес. Его картины крепко построены, равновесие цветовых и пластических масс призвано передать красоту и гармонию сущего. Мастер вносит коррективы в принципы традиционной линейной перспективы, приближая изображение глубины пространства на холсте к более естественному, соответствующему зрительному восприятию (т. н. "перцептивная" перспектива). Нередко в пейзажах Сезанна доминирует вертикаль, вокруг которой, как вокруг оси, четко распределяются пространственные планы (колокольня в Деревне на севере Франции, 1879—1882, Сан-Франциско, дворец Почетного легиона, или высокая труба в Гавани Марселя, кон. 1870-х, Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Импрессионисты своим искусством воплощали идею непрестанной изменчивости мира, Сезанну же, возможно, в силу тревожно-обостренного ощущения ускользающего бытия и времени было насущно важно утвердить некие вечные ценности, мир непререкаемо сущий (не потому ли в «Натюрморте с черными часами», ок. 1869—1870, Париж, частное собрание, на циферблате отсутствуют стрелки — здесь царит вечность). В отличие от импрессионистов излюбленный жанр Сезанна — натюрморт. Предметы, фрукты, ткани исполнены в его натюрмортах торжественной многозначительности, утверждая незыблемость бытия: «Ваза с фруктами» (ок. 1878, Париж, собрание Леконт), «Натюрморт с драпировкой» (1899, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), «Яблоки и апельсины» (ок. 1895—1900, Париж, музей Орсе). Не видимость предмета, меняющего свой облик в зависимости от освещения, точки зрения, а суть конструкции объекта интересовала его. Он лепит цветом объем и воссоздает его с такой убедительностью, что, видя предмет с какой-либо одной стороны, мы ясно представляем его себе целиком. Сезанн выявляет мощную геометрию форм: шаровидность плодов, цилиндричность сосудов, конические складки салфеток и т. д. Художник полагал, что бесконечное многообразие форм природы зиждется на таких структурах, как шар, цилиндр, конус, соотношение которых лежит в основе закономерностей устройства вселенной. Подобное убеждение придавало произведениям мастера особую торжественность, художник, подобно творцу, создавал свою живописную вселенную, исполненную пафоса утверждения реальности.
Сезанн работал и в области портрета. Известны его автопортреты, портреты жены, друзей. Изображения людей также подчинены стройной логике, формы рельефно вылеплены, планы четки, все детали крепко пригнаны, конструкция костяка строго выверена. Художник избегает преходящих моментов: мимики, жестикуляции, ярко выраженных эмоций, психологичности, ибо все это подвержено изменениям, он ищет суть образа.
Персонажи портретов Сезанна выглядят серьезными, самоуглубленными. В сериях автопортретов, игроков в карты, курильщиков, купальщиц, в персонажах карнавала и т. д. (Автопортрет, нач. 1880-х, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Игроки в карты, 1890-е, Мерион, Музей Барнс; Нью-Йорк, музей Метрополитен; Лондон, Институт Курто; 1890— 1895, Париж, музей Орсе; Курильщик, ок. 1890, Манхейм, Музей; ок. 1895—1900, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Пьеро и Арлекин, ок. 1888, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Большие купальщицы, ок. 1898—1905, Филадельфия, Музей искусств) .
Сезанн воссоздает не историю жизни человека, не его поступки, эмоции, он утверждает сам факт его пребывания в этом мире. "Аз есмь" — вот формула, которая лежит в основе его художественной концепции. Это подчеркивается ясной логикой композиционного решения, равновесием отдельных частей, спокойствием и уверенностью позы, убедительной плотностью объемов. Фигуры прочно, словно навсегда, обосновались в отведенном им пространстве. Но безмятежным их живописное бытование не назовешь: рефлексия, снедающая художника, его недовольство собой, драматизм мироощущения проявляются в тревожных ритмах, в ощущении внутреннего напряжения, в неспокойных цветовых соотношениях. После долгих лет поисков, постоянной неуверенности, трагического ощущения несоответствия замысла и получаемого результата, заставляющего художника нередко уничтожать свои картины, поздний период творчества отмечен рядом подлинно великих произведений, в которых мысль получает совершенное и адекватное замыслу пластическое воплощение. Полотна превращаются в возвышенные размышления, в диалоги художника с миром, с высшими силами, со вселенной. Пейзажи зрелой поры покоряют классической ясностью, художник творит их так, как некогда возводились готические храмы: в них то же совершенство конструкции, тот же одухотворенный драматизм. Сезанн говорил, что готика отвечает национальному духу французов. Особое место в творчестве позднего Сезанна занимает сияющий голубой кристалл горы Св. ВикторииСв. Виктории

и исполинская красноствольная сосна, к изображению которых мастер обращался много раз в 1880—1900-е (1885—1887, Лондон, Нац. галерея; 1906, Нью-Йорк, музей Метрополитен; Лондон, Институт Курто; 1890-е, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; 1905—1906, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), в их торжественной красоте художник видел отблеск гармонии мироздания. Изображая людей, природу, неодушевленные предметы, Сезанн сумел сочетанием форм, объемов, ритмов, музыкой цвета передать энергию собственного духа — отсюда таинственная, почти магическая сила воздействия. Мы воспринимаем не столько мазки, стиль, а именно токи мощной духовной энергии, исходящей от полотен мастера. Малоизвестный и непризнанный при жизни, Сезанн после посмертной выставки 1907 приобрел мировую известность. Его открытия в трактовке пространства, формы, цвета оказали влияние на судьбы искусства XX столетия, предтечей которого справедливо считают мастера из Экса.

Основные даты жизни и деятельности

1839, 19 января – В городе Эксе родился Поль Сезанн.
1852—1855 – Сезанн учится в коллеже в Эксе. Начало дружбы с Батистеном Байлем и Эмилем Золя.
1856 – Начинает посещать Школу рисования в Эксе.
1859 – Начало переписки с Золя. Сезанн мечтает ехать в Париж, чтобы учиться живописи, но по настоянию отца вынужден поступить на факультет права в Эксе. В только что приобретенном его отцом доме в Жа де Буффане Сезанн оборудует себе мастерскую. Изучает картины караваджистов в музее в Эксе.
1861, апрель – Сезанн уезжает в Париж. Учится в мастерской Сюиса, встречается там с Писсарро и Гийоменом, посещает Лувр и Салон 1861 года.
1861, сентябрь – Потерпев неудачу на приемных экзаменах в Школе изящных искусств, Сезанн, обескураженный, возвращается в Экс и становится служащим в банке своего отца. По вечерам продолжает заниматься в Школе рисования.
1862, ноябрь – 1864, июль – Второе путешествие в Париж.
Работа в Академии Сюиса. Тесная связь с Писсарро, Гийоменом, Оллером, Гийеме, Базилем, Моне, Сислеем, Ренуаром. Вместе с Золя посещает Салон Отверженных в 1863 году. Увлечение произведениями Курбе и Делакруа. Начало работы над «неистово романтическими» картинами.
1864 – Работы Сезанна впервые отвергнуты в Салоне. Возвращение в Экс. Вплоть до 1870 года он попеременно живет то в Провансе, то в Париже.
1866—1867 – Сезанн представлен Эдуару Мане, который восхищается его натюрмортами. Пишет портреты Валабрега, Амперера и своего отца, читающего газету.
1867—1869 – Пишет картины «Похищение», «Оргия». «Искушение св. Антонин», «Натюрморт с черными часами».
1870—1871 – Работает в Эксе, Эстаке, Париже.
1872—1873 – Работает с Писсарро в Понтуазе. Затем поселяется в Овере-сюр-Уазе. Дружба с доктором Гаше. Пишет «Дом повешенного» и ряд пейзажей, в которых чувствуется влияние Писсарро. Встречается с папашей Танги.
1874 – Участвует в первой выставке импрессионистов.
1875 – Встречается с Шоке, который начинает коллекционировать его работы.
1876 – Проводит лето в Эксе, отказавшись участвовать во второй выставке импрессионистов.
1877 – Работает в Понтуазе и в Овере. На третьей выставке импрессионистов показывает семнадцать натюрмортов и пейзажей.
1878 – Возвращается в Эстак. Все дальше отходит от импрессионизма.
1882 – Сезанн допущен в Салон как «ученик Гийеме».
1883 – Вместе с Монтичелли работает в окрестностях Экса и Эстака. В декабре его посещают Ренуар и Моне.
Начинает работать над «Видом Марсельской бухты из Эстака».
1885 – Едет с Ренуаром в Ла-Рош-Гюйон. Много работает в Гарданне и в ее окрестностях. Полное торжество нового стиля в живописи Сезанна.
1886, апрель – Женится на Гортензии Фике. Разрыв с Золя из-за романа «Творчество». Умер отец художника, оставив ему большое состояние. Пишет пейзажи, изображающие долину реки Арк и гору Сент-Виктуар.
1390 – Сезанн выставляет три картины в Брюсселе с «Группой двадцати».
1891—1892 – Пишет пять вариантов картины «Игроки в карты».
1893 – Автопортрет Сезанна помещен на выставке «Портреты прошлого столетия».
1895 – Первая персональная выставка в галерее Амбруаза Воллара. Пишет «Портрет Гюстава Жеффруа» и «Юношу в красном жилете». Начинает работать над серией «Курильщиков». Два пейзажа Сезанна вошли в собрание Люксембургского музея.
1898 – Знакомится с поэтом Иоахимом Гаске.
1897—1898 – Пишет многочисленные виды горы Сент-Виктуар из Бибемю. Начал работать над «Большими купальщицами». Вторая выставка у Воллара.
1900 – Картины Сезанна фигурируют на выставке «Французское искусство за сто лет», приуроченной к открытию Всемирной выставки в Париже. Национальная галерея в Берлине приобретает один его пейзаж. Морис Дени пишет картину «В честь Сезанна».
1901 – Выставляется в Салоне Независимых и в Брюсселе на выставке «Свободная эстетика».
1902 – Смерть Золя.
1904 – В новоорганизованном Осеннем Салоне целый зал посвящается живописи Сезанна. Эта выставка – первый триумф Сезанна. Эмиль Бернар посещает Сезанна в Эксе.
1905 – Вновь выставляется в Осеннем Салоне и в Салоне Независимых. Стремится закончить «Больших купальщиц».

Ассоциативная связь


1906, 22 октября – Смерть Сезанна.


Краткая библиография

1. Бернар Э., Поль Сезанн, его неизданные письма и воспоминания о нем. М., 1912.
2. Воллар А., Сезанн. М., 1934.
3. Вентури Л., От Мане до Лотрека. М., изд-во «Искусство», 1959.
4. Яворская Н. В., Сезанн. М., 1935.
5. Ревалд Д., История импрессионизма. М., изд-во «Искусство», 1959.
6. Ревалд Д., Постимпрессионизм. М., изд-во «Искусство», 1962.
7. «Мастера искусства об искусстве», т. III, M., 1934.
8. E. Zola, Correspondance. Lettres de jeunesse. Paris, 1907.
9. C. Camoin, Souvenirs sur Paul Cezanne, „L'Amour de l'Art", I, 1921.
10. J. Gasquet, Cezanne. Paris, 1921.
11. E. Bernard, Souvenirs sur Paul Cezanne. Paris, 1921.
12. L. Largier, Le dimanche avec Paul Cesanne. Paris, 1925.
13. Correspondance de Paul Cesanne, reunie et publiee par J. Rewald. Paris, 1937
14. L. Venturi, Cezanne. Son art. Son oeuvre, I. Paris, 1936.
15. F. Novotny, Cezanne und das Ende der wissenschaftlichen. Perspective. Vienna, 1S38.
16. J. Rewa1d, Paul Cezanne, sa vie, son oeuvre, son amitie pour Zola. Paris, 1939
17. B. Derival, Cezanne. Paris, 1952.
18. G. Berthold, Cezanne und die alten Meister. Stuttgart, 1958.
19. E. Loran, Cezanne composition Berkeley and Los-Angeles, 1959.
20. Z. Gerry, Cezanne et l'expression de l'espace. Paris, 1950.
21. H. L. Schermann, Cezanne and visual form. Ohio, 1952.
22. G. Berthold, Cezanne und die alien Meister, Stuttgart, 1958.
23. J. Rewald. Cezanne. Paysages. Paris, 1958.
24. J. R. Moulin, Cezanne. Naturs-mortes. Paris, 1964.
25. Перрюшо А. Сезанн. Пер. с франц.. М., 1966.
26. Сост. Яворская Н. В. Поль Сезанн: Переписка. Воспоминания современников. М., 1972.
27. Сост. Барская А. Л. Поль Сезанн: Альбом. 1975.
28. Линдсей Дж. Поль Сезанн. М.: Искусство, 1989. (Пер. с англ. J. Lindsay. Cezanne: His Life and Art. - L.: Evelyn, Adams and Mackay, 1969).