Оскар Уайльд. Карикатура Макса Бирбома "Родоначальником модерна по праву считается Англия — старейшая страна капитализма. Новая архитектура начинает развиваться там под лозунгом возврата к органичности, простоте и функциональности средневе­ковья, раннего Возрождения и народного зодчества. Художественное дви­жение, связанное с деятельностью прерафаэлитов, философией и эстети­кой Рескинаи практикой Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре. Сфера английского модерна, из­вестного более всего как движение «искусств и ремесел» — индивидуальный жилой дом и его отделка. Постепенно работы английских художников очи­щаются от налета архаизации, сходства с первоисточником, непосредственно заимствованных в архитектуре средневековья элементов и форм, вырази­ тельность сооружений начинает определяться красотой простого объема, ритмом и размещением проемов, их формой, наконец, выявлением эстети­ческих качеств строительного материала — его фактуры и цвета, то есть начинает действовать присущая модерну связь полезного и прекрасного как диалектическое преобразование полезного в прекрасное. При этом в по­стройках английского модерна полностью сохраняются естественность, отсутствие схематизма пространственной структуры, живописность внеш­ него облика и функциональные достоинства планировки, свойственные работам родоначальников этого направления (творчество Н. Шоу, Войси, Байли-Скота). Импульс обращения к средневековью — представление о его «на­родности»."Чарльз Войси. Подушка


Источник: Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов"