Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_us7718hlq3uj4oo5oqra2f5265, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_us7718hlq3uj4oo5oqra2f5265, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств



Эпоха Барокко в истории европейской культуры занимает временной период протяженностью в полтора столетия, начиная с рубежа шестнадцатого и семнадцатого веков и заканчивая второй половиной восемнадцатого века. Человек Эпохи Барокко – это не столько Образ Бога, мерило или эталон Красоты, как это было в эпоху Возрождения, но прежде всего – существо, способное чувствовать и страдать, обладающее безграничным воображением.

Ван Дейк Карл I

Аристократическое Барокко, пышное и блистательное, склонное к изобилию и крайностям, расширяет пределы действительности причудливыми иллюзиями. Однако мировоззрение гармонично и рационально упорядочено. Человеческие страсти подчинены строгим законам разума, что приводит к ограничению всех аспектов жизни и творчества.

Религиозный раскол, борьба за власть и Тридцатилетняя война (1618-1648) ломают старые устои. Более образованная и состоятельная городская буржуазия обретает могущество, в то время как население деревень стремительно нищает. Феодальное устройство государственной власти удерживается при помощи военной силы.

Новое общественное сознание определяет отношение к природе и окружению. Не традиция или вера, а познание и Рембрандт Автопортрет с Саскией на коленях 1636критика должны управлять индивидуумом и обществом. Создаются академии для развития научных исследований и искусств, при этом преподаваемые в них этика и нравственные принципы ограничиваются человеческими переживаниями и размышлениями. Взгляд на музыкально-теоретическое образование ограничивается главным образом античной идеей «Гармонии сфер». Доказано, что земля не является центром Вселенной.



В то время как умозрительные ориентиры определяли все бытие человека в Средние Века, человек эпохи Барокко живет по принципу «здесь и сейчас», который воплощается в архитектуре замков и храмов тех времен, проступает сквозь индивидуализм стиля «кончертато». Любое произведение искусства символизирует отказ от подражания природе. Художник более не подражает природе, но подобно Созидающему Духу создает свое творение в соответствии с внутренними переживаниями и побуждениями. Весь мир превращается в театр с музыкальным сопровождением, режиссером и актерами, каждый из которых играет свою неповторимую роль. Правящие круги и аристократия поддерживают музыкальное искусство, которое постепенно выходит за пределы дворцовых и церковных стен на улицы городов.


Приемом, привнесенным в технику композиции эпохи Барокко из времен эпохи Возрождения и получившим дальнейшее развитие, стал музыкальный символизм, позволявший музыкальными средствами выразить содержание, выходящее далеко за пределы «буквальной» трактовки музыкального текста. Человек еще но осознает себя свободной личностью, однако человеческие переживания и чувства получают свое выражение, пока еще не субъективное, а опосредованное, подчиненное теории аффектов, которая позволяла отобразить внутренние состояния и переживания человека в музыке через систему музыкальных аллюзий.
Караваджо. Лютнист ок.1595
Важнейшие изменения происходят в теории композиции. Кристаллизуется метрическая система, устанавливаются мажоро-минорные связи, широко используется бассо континуо, развиваются жанр монодии и стиль кончертато, являющиеся предвестниками возникновения сольного исполнительства. Стремительное завоевание Европы начинает новый жанр – опера – родившийся в Италии, где в 1637 году в Венеции открывается первый оперный театр. Наряду с оперой музыкальное драматическое искусство этого периода представлено жанрами мессы и пассионов. Кроме того зарождаются новые жанры – соната и инструментальная сюита, кончерто гроссо, кантата и оратория, в более поздний период появляется инструментальный концерт.

Инструменты эпохи Барокко: органиструм, лютня, барочная гитара, скрипка, виола да гамба, клавесин.
С начала семнадцатого века развивается камерная музыка и, в частности, один из Антонио Вмивальдиосновных ее жанров - трио-соната. Параллельно с возникновением самостоятельных, сугубо инструментальных произведений происходит кристаллизация оркестрового состава. Именно в эпоху Барокко органное искусство достигает своей кульминации как результат усовершенствования конструкции органа. Наиболее распространенный инструмент в эпоху Возрождения – лютня – уступает место клавесину, а скрипка наоборот приобретает все большее значение и занимает главенствующую роль в оркестре.

Стиль Барокко в период своего становления сосуществовал параллельно с музыкальной стилистикой эпохи Возрождения. Слушателям эпохи Классицизма, пришедшей на смену Барокко, музыка уходящей эпохи представлялась чрезмерно напыщенной, вычурной, гармонически и мелодически запутанной, из-за чего казалась им слишком неестественной и сложной для восприятия.

Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма. Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью.

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature) — это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.
Антонис ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта, ок. 1637
Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало, 1717). Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу — в учтивом флирте, ссоры — в утончённой дуэли.

Для барокко характерна идея спящего Бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию «Системе природы» (1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.
Юриан ван Стрек, ок. 1670
Многообразие восприятия повышает уровень сознания — примерно так говорит философ Лейбниц. Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений: капитан Гулливер и барон Мюнхгаузен.