Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_6deejsiqd0sct2oo8rqsmau9t0, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_6deejsiqd0sct2oo8rqsmau9t0, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Пуссен Царство Флоры 1631-32Классицистическая традиция ренессансного искусства складывалась на земле Италии в творчестве выдающегося живописца Н. Пуссена. Классицистическому искусству, как воздух римской Кампаньи, необходимо прикосновение к античной и ренессансной классике. Картины Н. Пуссена, К. Лоррена, Я. Ф. Хаккерта можно назвать искусством "поэтического рационализма" — так тесно сплелись в нем классическая традиция и романтическое мироощущение. Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, определяя роль исторической дистанции в формировании искусства Классицизма, сравнивает две картины: "Вакханалию" Тициана (ок. 1518) и "Вакханалию" Н. Пуссена. Первая, согласно идеалу эпохи Возрождения, демонстрирует гармонию тела и души.


Языческие божества зафиксированы в этой картине в конкретный жизненный момент. Композиция Пуссена на тот же сюжет напротив, показывает мысленную дистанцию, отстраненность от божеств, увиденных сквозь столетия в античных рельефах и статуях . "Пуссен творил в эпоху, когда Возрождение уже минуло, а с ним завершилась и человеческая вакханалия... Пуссен — романтик классической мифологии..." Ожидания Возрождения не сбылись. В современной жизни отсутствует даже иллюзорная надежда на счастье, и поэтому художник с ностальгией обращается к воображаемому прошлому. Далее философ приводит определение Ю. Майер-Грефе: "Вакханалия" Пуссена "есть счастье, ставшее нормой". Фигуры в картинах Пуссена — "не живые", они будто сошли с древнеримских рельефов . Этим, в частности, объясняются некоторая отчужденность колорита, блеклость красок и застылость форм, затрудняющие восприятие произведений Пуссена.

Николя Пуссен родился в Нормандии, первоначальное художественное образование получил на своей родине, а потом учился в Париже. В 1624 г., будучи уже довольно известным художником, Пуссен отправился в Италию и близко сошёлся в Риме с поэтом Марино, внушившим ему любовь к изучению итальянских поэтов, произведения которых дали Пуссену обильный материал для его композиций. После смерти Марино, Пуссен оказался в Риме безо всякой поддержки. Обстоятельства его улучшились лишь после того, как он нашёл себе покровителей в лице кардинала Франческо Барберини и кавалера Кассиано дель-Поццо, для которого были написаны им «Семь таинств». Благодаря серии этих превосходных картин, Пуссен в 1639 г. был приглашён кардиналом Ришельё в Париж, для украшения Луврской галереи. Людовик XIII возвёл его в звание своего первого живописца. В Париже Пуссен имел много заказов, но у него образовалась партия противников, в лице художников Вуе, Брекьера и Мерсье, ранее его трудившихся над украшением Лувра. Особенно сильно интриговала против него пользовавшаяся покровительством королевы школа Вуе. Поэтому, в 1642 г., Пуссен покинул Париж и вернулся в Рим, где жил до самой своей смерти.

Пуссен был особенно силен в пейзаже. Воспользовавшись результатами, достигнутыми в этом роде живописи болонской школой и проживавшими в Италии нидерландцами, он создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. В изображении фигур он держался антиков, через что определил дальнейший путь, по какому пошла после него французская школа живописи. Как исторический живописец, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью.
Тициан Вакханалия 1524

Пуссен Вакханалия перед статуей пана 1613-14

Пуссен Пейзаж с Полифемом 1649