Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_jdr7sg4ne6frj3cig71959v373, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_jdr7sg4ne6frj3cig71959v373, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств


Гейнсборо Портрет четы Эндрюс ок.1750

Термин «сентиментализм» образован от прилагательного «сентиментальный» (чувствительный), которое встречается уже у Ричардсона, но особую популярность приобрело после книги Л.Стерна «A sentimental journey through France und Italy» (Сентиментальное путешествие по Франции и Италии, 1768). Независимо от Стерна, в ином смысле, им пользовался и Шиллер «uber naive und sentimentalische Dichtung» (О наивной и сентиментальной поэзии, 1795). В буржуазном литературоведении Запада термин «сентиментализм» не в ходу. Немцы, следуяЛессингу (письмо Лессинга к переводчику Стерна И.Боде, 1768), предпочитают термин empfindsam (чувствительный), объединяя под рубрикой «чувствительная поэзия» (empfindsame Dichtung) такие факты литературы, как духовные песни пиэтистов, роман в письмах, слезную комедию и т.п., но не стремясь истолковать как продукты единой стилистической системы; французы и англичане рассматривают аналогичные факты, как «изживание классицизма», его деформацию, как «преромантизм».

Несомненно однако наличие в европейских литературах XVIII — нач. XIXвв. определенного комплекса идей и чувств, возникшего и развивавшегося в среде мелкой и средней буржуазии и получившего философское обоснование, например, у И.Г.Гаманна (1730—1788), немецкого противника просветительского рационализма и кантовской «критики чистого разума» — во имя философии «чувства и веры», или у голландца Фр. Хемстерхейса (F.Hemsterhuis, 1721—1790), сочетавшего в своих теориях своеобразный эмпиризм с платоновским идеализмом, или наиболее влиятельного из всех Руссо Ж..-Ж.

Портрет Руссо кисти Ля Тура 1756

Это реакция «чувства» на засилие «разума», признание «сердца» самым надежным вождем человека, проповедь филантропии и прав человеческой личности независимо от ее социального положения, культ природы, простоты и естественности. Однако на разных этапах классовой борьбы буржуазии XVIIIв. и у разных прослоек буржуазного класса все эти черты получают неодинаковое выражение в художественной практике. Сентиментализм средней буржуазии в Англии и отчасти во Франции средины XVIIIв. есть, по существу, дидактический реализм, в формах семейного романа и драмы (слезной комедии, мещанской трагедии, «серьезного» драматического жанра), пропагандирующий семейные добродетели, буржуазный «демократизм», простоту и естественность, новое, противоположное феодальному, отношение к любви и дружбе. Таков напр. сентиментализм Ричардсона или Мариво-романиста.

Ричардсон

Таков сентиментализм большинства драм — от английских и французских (Лилло, Мур, Нивель де Лашоссе, Дидро и др.) до немецких, зародившихся с первыми выступлениями немецких просветителей (Лессинг). Более революционный характер имеет сентиментализм мелкой буржуазии, провозглашающей борьбу за радикальное переустройство общества и решительный разрыв со старыми литературными традициями. Таков во Франции сентиментализмРуссо и его последователей. В «Новой Элоизе» Руссо прославлена любовь, непреодолимая и неподчиняющаяся никаким законам; в открытой форме поставлены вопросы о коренном изменении общественных и семейных отношений, о реформе воспитания, литературы и т.д. Поставив «естественность» и «чувствительность» превыше всего в человеке, Руссо вместе с тем открыл для своих читателей новое чувство, незнакомое классической поэзии, «чувство природы». Таков в Германии сентиментализм немецких «бурных гениев» (эпохи Sturm und Drang’а), особенно остро поставивших вопрос о разрыве с классической поэтикой во имя самобытности, национальности и свободы личного творчества (Якоб Ленц, Anmerkungen ubers Theater (Заметки о театре), 1774; первые произведения Гёте, особенно его «Вертер», Шиллера — «Разбойники», «Коварство и любовь» и др.). В сентиментализме этой группы сказалось уже ощущение двойственности буржуазного прогресса, критическое отношение к буржуазному просвещению и рационалистической философии. Рядом с патетическим протестом мы найдем у отдельных представителей этой группы и стремление преодолеть действительность юмором — «смехом сквозь слезы», например у Жан-Поля Рихтера, а отчасти у Стерна, крайний индивидуализм к-рого является уже формой отхода от задач общественной борьбы. То же ощущение ломки старого быта отсталых слоев мелкой буржуазии вызвало желание бежать от борьбы, отграничиться «стенками собственного сердца», укрыться в деревенскую идиллию. Это — «мирные энтузиасты чувствительности», создающие поэзию томных воздыханий, раздумий при лунном свете, на кладбищах, поэзию слез и меланхолии — в формах элегической лирики, лирико-повествовательной и описательной прозы и т.п. Таково напр. творчество Т.Грея, Э.Юнга (E.Joung, сб. «Ночи» (The complaint, or Night thoughts on life, death and immortality),1742—1745, переведенный на все европейские языки), В.Коупера и др. Гипертрофированная эмоциональность — характерная черта большинства произведений этих поэтов. Близок к С. этой группы сентиментализм упадочного дворянства, в предреволюционную эпоху перенимающего у буржуазии ее индивидуализм, культ природы и нервную возбужденность. Мотивы тоски и разочарования в отдельных случаях сближают дворянский С. с дворянским романтизмом (Шатобриан). В «сентиментализме» так. обр. имеются и черты реализма и некоторые предвестия романтизма: это переходное течение, не закрепленное никаким единым литературным «манифестом» или теоретической программой, подобной классическому кодексу Буало. В области эпической поэзии — семейный роман и роман личности («Вертер» Гёте), а рядом с ними жанр бессюжетной прозы — «путешествия» (Стерн, Мориц и др.); в области драмы — «слезная комедия» или просто «драма»; в области лири-ки — меланхолическая «элегия» — таковы типичные жанры сентиментализма.
Грёз Паралитик 1763

Можно выделить основные черты сентиментализма:

  • уход от прямолинейности классицизма,
  • подчеркнутая субъективность подхода к миру,
  • культ чувства, культ природы, к
  • ульт врожденной нравственной чистоты, неиспорченности,
  • утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.
  • внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не великие идеи.