Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_rci7itnc92dsk5o6ad1r7m8eh6, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_rci7itnc92dsk5o6ad1r7m8eh6, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Основными принципами романтической эстетики стали субъективизм и историзм художественного мышления. Новое, современное искусство романтики начала XIX в. называли христианским, противопоставляя его Классицизму, ориентированному на языческую древность. Отсюда увлечение средневековым искусством как национальной классикой (для каждого народа своей). Христианское и романтическое стали синонимами, поскольку в христианской религии "все ориБлейк Данте и Вергилий у врат ада 1810ентировано на внутреннего человека". Пафосом обращения к человеческой душе проникнуто программное произведение эстетики Романтизма — трактат Ф. Р. де Шатобриана "Гений христианства" (1800—1802). Особенно мистическую окраску получило движение Романтизма в Германии. По замечанию В. Вакенродера (1773—1798), вдохновителя немецких романтиков, многие немецкие художники, "осознавая красоту и мистическую силу религиозного искусства", переходили из лютеранской веры в католичество. Причем искусство они рассматривали по-средневековому, как ремесло, благочестие. Ф. В. Шеллинг (1775—1854) и Новалис (псевдоним Ф. фон Гарденберга; 1772—1801) возрождали идеи Плотина (205—270 г.) о стремлении к "мировой душе" (см. неоплатонизм), к "бесконечности, превосходящей любую форму". Это стремление немецкие романтики называли "бесконечным желанием души". Великий олимпиец Й. В. Гёте (1749—1832), совершив два путешествия в Италию (1786—1788), совмещал любовь к античности с романтическим мироощущением — "идеализированным действительным". Интерес к средневековому фольклору кельтов, скандинавов объясняет громкий успех сомнительного с художественной точки зрения произведения — "Поэмы Оссиана" Дж. Макферсона (1760—1773). В 1790—1800-х гг. в г. Йена в Тюрингии возник кружок йенских романтиков. Их трибуной стал журнал "Атенеум" под редакцией братьев Шлегель (журнал издавали в Берлине). Красотой местной природы объясняют утверждение, что немецкий романтизм распространялся из Тюрингии. Об этом свидетельствуют и "Путешествие по Гарцу" («Harz Reisen") Г. Гейне (1824—1826), и "Письма русского путешественника" Н. М. Карамзина (1791—1792). В 1820-х гг. первый этап немецкого романтизма закончился, и на смену йенским романтикам пришли литераторы гейдельбергской школы (Гейдельберг, правильнее Хайдельберг, — город на юго-западе Германии). А. фон Арним, К. Брентано утверждали ценности не индивидуализма, а народности. Завершал германскую романтическую традицию в литературе Э. Т.-А. Гофман. Французский поэт и художественный критик Шарль Бодлер (1821—1867) в статье "Что такое романтизм?" объяснял, что романтический метод заключается в восприятии мира, а вовсе не в выборе сюжетов, и обрести его можно не на стороне, а только в своем внутреннем мире, и поэтому романтизм есть искусство современности. Но вместе с этим "романтизм — дитя севера", склонен к экспрессивному, динамичному стилю, а юг классичен, "ибо его природа столь прекрасна и ясна, что человеку там нечего больше желать... Болезненный и тревожный север тешит себя игрой воображения", и поэтому "Рафаэль — материалист, он классичен, а Рембрандт, напротив, — могучий идеалист", он "повествует о страданиях рода человеческого". О различиях Севера и Юга, классического Итальянского Возрождения и романтического северного искусства писал классик искусствознания Вёльфлин.

Романтизм часто противопоставляют реализму, что неверно, поскольку в этом случае сравниваются категории разного уровня значений. Реализм правильнее противопоставлять идеализму, а Романтизм — Классицизму. Если художник заявляет: "Я стремлюсь изобразить вещи такими, каковы они есть в действительности, независимо от моих ощущений", — такой человек не художник и тем более не реалист, а натуралист, в философском смысле — позитивист. Романтик по убеждению идеалист, он стремится представить вещи такими, какими их видит именно он. Романтики стремятся уйти в мир идеальных представлений, утопических мечтаний о совершенстве высшей, духовной реальности, вечности и Абсолютной красоты, недоступной рациональному мышлению. Эти качества сближают романтическое мышление с символизмом. Однако искусство символизма характеризуется стремлением художника через материальную форму подняться к запредельному, идеальному смыслу. Романтизм, напротив, предполагает воплощение идеального, трансцендентного в материальной действительности. Романтическое художественное мышление подразумевает использование определенных способов и приемов формообразования, которые наиболее полно проявляются (как и в художественном направлении Классицизма) в исторических художественных стилях. Среди них прежде всего следует назвать Готику и Барокко. Несмотря на различие художественных форм, эти стили объединяют общие закономерности композиции (см. мнимость; "романтика масштаба"). Использование света и цвета, эффектов "перетекания пространств" и "волнения форм", приемы намеренного смешения внутренних и внешних пространств, динамика, экспрессия и многое другое относят все региональные разновидности готического и барочного стилей, как и родственные им неостили, к области романтического художественного мышления. Своеобразной декларацией Романтизма можно считать роман В. Гюго "Собор Парижской Богоматери" (1831). С другой стороны, творчество назарейцев (немецких художников начала XIX в. в Италии), как и художников немецко-австрийского Бидермайера, английских прерафаэлитов, которых часто относят к этому же направлению, романтическим не является. Декларируя Романтизм, эти художники использовали формы академического и натуралистического искусства. Точно так же нельзя считать романтическими морские пейзажи И. К. Айвазовского. Противоречивым было творчество немецких художников "нордического эллинизма". Их больше интересовала не подлинная культура античной Греции и Италии (как следовало бы ожидать из названия), а вымышленные неостили. "Никто из немецких эллинофилов никогда не был в Греции, некоторые из них намеренно избегали возможностей посетить страну, к которой они возводили истоки своих критериев. Вера в эллинский образец походила на религиозность... Какой-нибудь Гёльдерлин так и видел себя на фоне греческого ландшафта — граница между исторически достоверной Грецией и элизиумом была не слишком четкой, а мощь воображения... гигантской" (см. прусский эллинизм). Попадая в настоящий, а не вымышленный Рим, художники "сумрачного немецкого гения" не находили в нем своей мрачноватой фантастики, но упорно насыщали кампанские пейзажи готическими видениями. Особое течение романтической пейзажной живописи, парадоксально сочетающей фантастичность мышления и натуралистические приемы изображения, представляет школа дрезденских романтиков: картины К. Д. Фридриха, К. Блехена, К. Г. Каруса, Й. Х. Даля и других художников. Для искусства Романтизма характерны историчность мышления, ретроспективизм и, одновременно, расширение географии искусства (см. место; топография искусства). У. Шекспир, желая изобразить "значительное в настоящем", переносил место действия в иные времена и чужие страны, где он сам никогда не бывал, — в Данию, Италию. Основная черта романтизма как движения — стремление противопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс — новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольно быстро аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни.
Ассоциативная связь

Парадоксы романтизма

Парадоксальным образом романтизм соединял культ личной неповторимости индивидуума с тяготением к безличному, стихийному, коллективному; повышенную рефлективность творчества — с открытием мира бессознательного; игру, понимаемую как высший смысл творчества, — с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь; индивидуальный бунт — с растворением в народном, родовом, национальном. Эту изначальную двойственность романтизма отражает его теория иронии, которая возводит в принцип несовпадение условных стремлений и ценностей с безусловным абсолютом как целью. К основным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному (причем особенному не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль или предромантизм, но переворачивалась сама иерархия общего и единичного); интерес к мифу и даже понимание мифа как идеала романтического творчества; символическое истолкование мира; стремление к предельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение образа понятию, стремления — обладанию, динамики — статике; эксперименты по синтетическому объединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлого и архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест; эстетизацию быта, морали, политики.

Поэзия как философский камень

В полемике с Просвещением романтизм формулирует программу переосмысления и реформы философии в пользу художественной интуиции, в чем поначалу он очень близок раннему этапу немецкой классической философии (ср. тезисы «Первой программы системы немецкого идеализма» — наброска, принадлежащего Шеллингу или Гегелю: «Высший акт разума есть акт эстетический Поэзия становится наставницей человечества; не станет более философии Мы должны создать новую мифологию, эта мифология должна быть мифологией разума»). Философия для Новалиса и Ф. Шлегеля — главных теоретиков немецкого романтизма — вид интеллектуальной магии, с помощью которой гений, опосредуя собой природу и дух, создает органическое целое из разрозненных феноменов. Однако восстановленный таким образом абсолют романтики трактуют не как однозначную унитарную систему, а как постоянно самовоспроизводящийся процесс творчества, в котором единство хаоса и космоса каждый раз достигается непредсказуемо новой формулой. Акцент на игровом единстве противоположностей в абсолюте и неотчуждаемости субъекта от построенной им картины универсума делает романтиков соавторами диалектического метода, созданного немецким трансцендентализмом. Разновидностью диалектики можно считать и романтическую «иронию» с ее методом «выворачивания наизнанку» любой позитивности и принципом отрицания претензий любого конечного явления на универсальную значимость. Из этой же установки следует предпочтение романтизмом фрагментарности и «сократичности» как способов философствования, что в конечном счете (наряду с критикой автономии разума) привело к размежеванию романтизма с немецкой классической философией и позволило Гегелю определить романтизм как самоутверждение субъективности: «подлинным содержанием романтического служит абсолютная внутренняя жизнь, а соответствующей формой — духовная субъективность, постигающая свою самостоятельность и свободу».

Новый взгляд на внутренний мир

Отказ от просвещенческой аксиомы разумности как сущности человеческой натуры привел романтизм к новому пониманию человека: под вопросом оказалась очевидная прошлым эпохам атомарная цельность «Я», был открыт мир индивидуального и коллективного бессознательного, прочувствован конфликт внутреннего мира с собственным «естеством» человека. Дисгармония личности и ее отчужденных объективаций особенно богато была тематизирована символами романтической литературы (двойник, тень, автомат, кукла, наконец – знаменитый Франкенштейн, созданный фантазией М. Шелли).

Понимание прошедших эпох

В поисках культурных союзников романтическая мысль обращается к античности и дает ее антиклассицистское толкование как эпохи трагической красоты, жертвенного героизма и магического постижения природы, эпохи Орфея и Диониса. В этом отношении романтизм непосредственно предшествовал перевороту в понимании эллинского духа, осуществленному Ницше.Средневековье также могло рассматриваться как близкая по духу, «романтическая» по преимуществу культура (Новалис), но в целом христианская эпоха (включая современность) понималась как трагический раскол идеала и действительности, неспособность гармонически примириться с конечным посюсторонним миром. С этой интуицией тесно связано романтическое переживание зла как неизбывной вселенской силы: с одной стороны, романтизм увидел здесь глубину проблемы, от которой Просвещение как правило попросту отворачивалось, с другой – романтизм с его поэтизацией всего сущего частично утрачивает этический иммунитет Просвещения против зла. Последним объясняется двусмысленная роль романтизма в зарождении тоталитаристской мифологии 20 в.

Влияние на науку

Романтическая натурфилософия, обновив возрожденческую идею человека как микрокосма и привнеся в нее идею подобия бессознательного творчества природы и сознательного творчества художника, сыграла определенную роль в становлении естествознания 19 в. (как непосредственно, так и через ученых — адептов раннего Шеллинга — таких, как Карус, Окен, Стеффенс). Гуманитарные науки также получают от романтизм (от герменевтики Шлейермахера, философии языка Новалиса и Ф. Шлегеля) импульс, значимый для истории, культурологии, языкознания.

Романтизм и религия

В религиозной мысли романтизм можно выделить два направления. Одно было инициировано Шлейермахером («Речи о религии», 1799) с его пониманием религии как внутреннего, пантеистически окрашенного переживания «зависимости от бесконечного». Оно существенно повлияло на становление протестантского либерального богословия. Другое представлено общей тенденцией позднего романтизма к ортодоксальному католицизму и реставрации средневековых культурных устоев и ценностей. (См. программную для этой тенденции работу Новалиса «Христианство, или Европа», 1799.).

Этапы

Историческими этапами в развитии романтизма были зарождение в 1798-1801 гг. йенского кружка (А. Шлегель, Ф. Шлегель, Новалис, Тик, позже – Шлейермахер и Шеллинг), в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма; появление после 1805 гейдельбергской и швабской школ литературного романтизма; публикация книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма; широкое распространение романтизма в рамках западн ой культуры в 1820-30 гг.; кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг. на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.

Философы-романтики

Философское влияние романтизма заметно прежде всего в таком умственном течении, как «философия жизни». Своеобразным ответвлением романтизма можно считать творчество Шопенгауэра, Гельдерлина, Кьеркегора, Карлейля, Вагнера-теоретика, Ницше. Историософия Баадера, построения «любомудров» и славянофилов в России, философско-политический консерватизм Ж. де Местра и Бональда во Франции также питались настроениями и интуициями романтизма. Неоромантическим по характеру было философствование символистов кон. 19- нач. 20 вв. Близка романтизму и трактовка свободы и творчества в экзистенциализме.Важнейшие представители романтизма в искусствеВ изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо — в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности).Главные представители романтизма в литературе — Новалис, Жан Поль, Э. Т. А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский; в музыке — Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен; в изобразительном искусстве —живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России — О. А. Кипренский, А. О. Орловский.