Matisse Portrait of Andre Derain. 1905 Андре Дерен начал заниматься живописью у себя на родине в 1895 под руководством местного художника Жакомена. В 1898—1900 посещал в Париже Академию Карьера, где познакомился с Матиссом Ж. Пюи, А. Марке С 1900 вместе с Вламинком писал пейзажи в Шату. В 1905 т. н. школа Шату включилась в объединение фовистов, показавших свои картины в отдельном зале Осеннего салона В фовистских пейзажах Дерена интенсивные цвета ослепительно сияют, очертания натурных форм растворяются в полыхающих красочных массах (Порт в Гавре, 1905—1906; Дорога среди гор, 1907, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Виноградники весной, ок. 1906, Базель, Художественный музей). Мощные созвучия синих и зеленых тонов доминируют в лондонских пейзажах 1906 (Темза, Амстердам, Музей Стеделийк; Вестминстерский мост, частное собрание). Derain Горная дорога 1904

Сближение с Пикассо и его кружком (с 1907) оказало воздействие на творческие ориентации Дерена. Лаконичные формы, скупая красочная гамма пейзажей и натюрмортов начала 1910-х свидетельствуют о влиянии Сезанна и раннего кубизма (Монтрёй-сюр-Мер. Гавань, 1910; Роща, ок. 1912, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Старый мост в Кане, 1910, Вашингтон, Нац. галерея; Натюрморт на столе, 1910, Париж, Нац. музей современного искусства). В портретах, сюжетных композициях с человеческими фигурами опыт изучения живописи Сезанна дополняется реминисценциями европейской классики и "наивного" искусства (Люси Канвейлер, 1913, Париж, Нац. музей современного искусства; Девушка, 1914, Париж, Музей Пикассо; Субботний день, 1911—1914, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Тайная вечеря, 1913, Чикаго, Институт искусств).Derain Портрет неизвестного с газетой 1914

В 1914—1918 художник, будучи мобилизован, участвовал в военных действиях. После окончания войны много работал в театре, оформлял балетные спектакли труппы С. Дягилева. В 1921 совершил путешествие в Рим. В период 1920-х Дерен стал одним из наиболее видных мастеров в течении неоклассики. В его полотнах фигуры обнаженных, танцовщиц, персонажей комедии дель арте очерчены плавными изгибами ясных линий, пластичные объемы организуются в стройные, хорошо сбалансированные композиции (Обнаженная с кошкой, 1923, частное собрание; Обнаженная с кувшином, 1923—1924, Париж, музей Оранжери; Пьеро и Арлекин, 1924, Париж, частное собрание). Derain Пьеро и Арлекин 1924 Обладая широкими историко-художественными интересами, Дерен внимательно изучал помпеянские росписи, искусство кватрочентистов, болонских академиков, Караваджо, Коро, Ренуара. Открытые в процессе копирования тайны мастерства и стилевые особенности применял в собственной живописи (Две обнаженные женские фигуры и натюрморт, 1935; Мрачный пейзаж, ок. 1950; Вакханки, 1954, все — Франция, собрание Леви). Дерен, считавший искусство "памятью поколений", а музеи — "инициацией духа", приобрел репутацию классициста, ориентированного на устойчивые нормативы и признанные эталоны мировой художественной культуры.