Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_a0us9cm1e4dqepgkjobjijalq6, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_a0us9cm1e4dqepgkjobjijalq6, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Метценже. Портрет Аполлинера. В 1913 поэт Гийом Аполлинер опубликовал серию статей под общим названием "Художники-кубисты". По распрстраненному в искусствознании мнению, в этих статьях изложены основные принципы эстетики кубизма, в основе которой лежала концепция динамического, постоянно изменяющегося универсума Анри Бергсона , а также открытия естественных наук и математики, сделанные на заре индустриальной эпохи. В настоящее время против такой точки зрения на теоретический вклад Аполлинера выдвигается ряд возражений.

Статьи 1905-1910 годов показывают разногласия Аполлинера и художников-кубистов по целому ряду вопросов. Признавая талант художников и перспективность их экспериментов, Аполлинер отказывается называть кубистов, тем, кем они, собственно говоря, являются – «кубистами». Неудовлетворённый характером поисков современной Аполлинеру живописи, он пытается направить её в кажущееся ему верным русло, противопоставив кубизму орфизм. Однако, сам Аполлинер затруднялся дать определение этому направлению. Инстинктивно, он хотел привнести в современную ему живопись то, что удовлетворяло бы его эстетический вкус, но при этом не мог преодолеть внутренних противоречий между своим эстетическим ощущением и дыханием эпохи.

Очередной миф ХХ века – отождествление дружбы Пикассо и Аполлинера с похожестью их творчества. Признавая гений Пикассо, Аполлинер отнюдь не являлся теоретиком кубизма. Его перу принадлежат отдельные статьи о живописи, в том числе и о кубистской, но он не являлся адептом кубизма, как это принято считать в искусствознании. Одно из недоразумений — выход в свет книги

Аполлинера под названием «Художники кубисты», которая позволяет отнести Аполлинера к кубистам, и более того, говорить о его собственном творчестве, как о литературном кубизме («Каллиграммы»). Первоначальное название книги было «Эстетические медитации», однако издатель, в целях увеличения спроса на книгу изменил название, поменяв на «Художники кубисты», не смотря на то, что Аполлинер не касается в ней кубизма. Иначе обстояло дело с орфизмом, направлением в живописи, которое возглавлял (с лёгкой руки Аполлинера) Р. Делоне (отнюдь не считавший себя при этом орфистом). Аполлинер считал орфизм квинтэссенцией современной живописи, но относился к нему при этом как к одному из направлений в литературе, в связи с чем сами художники, Пикассо и Делоне, окрестили орфизм – «литературщиной». Синтез взглядов на литературу и на живопись порождал новые идеи, которые Аполлинер проецировал на все виды искусства.

Источник: Расторгуев А. В. ЭСТЕТИКА Г. АПОЛЛИНЕРА И ИСКУССТВО КУБИЗМА. Автореферат дисс.. канд. филос. н. - М., 2003