Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_hpl3l4vk3dl2b0ml68v5jgo6n7, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_hpl3l4vk3dl2b0ml68v5jgo6n7, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Французский живописец, график, теоретик искусства родился в 1870 г. Гранвиль и умер в 1943 г. в Сен-Жермен-ан-Ле. Дени получил степень бакалавра философии после окончания лицея Кондорсе, учился в Академии Жюлиана (1887) и в Школе изящных искусств в Париже (1888), испытав влияние Гогена.

Искусство, по убеждению Мориса Дени, призвано изобразительными средствами воплощать некие высшие, непознаваемые истины, утверждать вечные христианские ценности: Шествие на Голгофу (1889, Париж, музей Орсе). Дени, однако, отходит от традиционного решения, обобщая и стилизуя формы, работая цветовым пятном. Увлекается мастерами Раннего Возрождения, особенно фра Анджелико. Дени полагал, что в обыденных сюжетах надо уметь прозревать вечное, ибо предметы и явления — это лишь знаки, иероглифы, доносящие вести иных сфер. В изображении женщины с ребенком — Туалет ребенка (1899, Париж, частное собрание) — художник стремится воплотить вечную тему материнства. Мягкий, рассеянный свет, высветленный колорит, спокойная грация движений создают ощущение просветленного покоя, духовной чистоты и ясности, превращая домашнюю сценку в некое возвышенное видение. Предметы, фигуры, элементы пейзажа наделяются особым символическим смыслом: песчаная дорога, петляющая замысловатой арабеской, — метафора жизненного пути; изящные аппликации белых платьев женщин, собирающих цветы, — воплощение деятельной жизни и радости бытия; голубая лента реки, уходящей к горизонту, — символ неведомого будущего и т. д. (Апрель, 1892, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер). Реальные формы, уподобляющиеся завиткам орнамента, "распластанные" на плоскости объемы, изысканное и несколько условное цветовое решение превращают картину в декоративный гобелен; эти особенности сближают творчество Дени с искусством ар нуво (модерном). Декоративный дар мастера проявился в его многочисленных монументальных работах: панно для дома Лероля (1892, Сен-Жермен-ан-Ле, частное собрание), росписи капеллы Сен Круа в Везине (1898), История Психеи, панно для особняка И. А. Морозова в Москве (1908, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), росписи Театра Елисейских Полей в Париже (1913) и др.

В своей творческой деятельности Дени был связан с крупнейшими представителями символизма, иллюстрируя произведения П. Верлена, С. Малларме, П. Клоделя, оформляя спектакли М. Метерлинка и др. Выступал как художественный критик и теоретик: Определение неотрадиционализма, 1890; Теория от символизма и Гогена к новой классике (1912), История религиозного искусства (1939) и др. Посетил Италию (1895, 1897—1898, 1907, 1921), Испанию (1921), Германию (1907), Россию (1909), Африку (1921), США и Канаду (1927— 1928), Палестину и Грецию (кон. 1920-х).

Наиболее известными произведениями Мориса Дени являются Бостонские женщины (1890), Музы (1893), В честь Сезанна (1900), Рай (1912), Благовещение (1913, все картины хранятся в Париже, в музее Орсе).


В. Стародубова. Морис Дени // Европейское искусство. 2006.

Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994;

Denis M. Nouvelles Theories sur l’art moderne et l’art sacre. Paris, 1922; Jamot P. Maurice Denis. Paris, 1945.