Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_11j2h07ss3c32h229iu7c7h8e5, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_11j2h07ss3c32h229iu7c7h8e5, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Французский живописец и график, которого считают родоначальником экспрессионизма в среде фовистов. В своих ландшафтах, натюрмортах и портретах он вознес цвет до уровня самостоятельного изобразительного средства.
Вламинк родился в Париже в 1876 г.; его отец, фламандец по происхождению, был учителем музыки. В 16 лет юноша покинул отчий дом и работал гонщиком-велосипедистом и механиком. После того, как он переболел тифом, ему пришлось оставить спортивную карьеру – он играл на скрипке в оркестре и давал уроки музыки. В 1894 Вламинк женился на Сузанне Берли (развод в 1905, второй брак с Берт Комбе). В результате железнодорожной аварии Вламинк познакомился с художником Андре Дереном, с которым затем снял мастерскую на острове Шату-на-Сене. На следующий год Дерен представил Вламинку Анри Матисса. Таким образом сформировалось ядро направления, которому позже дадут название «фовизм».
В ранних работах Вламинка ощущается влияние Винсента Ван Гога: от великого фламандца он перенял нервное направление штриха, а также пастообразную манеру нанесения краски на холст. Занятия искусством, тем не менее, не давали ему возможности прокормить себя, и ему приходилось работать музыкантом в варьете на Монмартре и играть в бильярд. Кроме того, он сочинял эротические рассказы, которые иллюстрировал Дерен. В 1905 Вламинк выставил в «Осеннем салоне» свои ландшафты (среди них были «Оливковые деревья», 1905), состоявшие из чистых, неразрывных цветовых плоскостей. Подобно Матиссу, Дерену и Раулю Дюфи, он отказывался от тонких оттенков и переходов цвета, господствовавших в среде импрессионистов. Пространство, в котором художники представляли свои работы, критик Луи Воксель сравнил с клеткой для диких зверей – «cage aux fauves». После этого представители данного направления в живописи (французским вариантом экспрессионизма) получили наименование «фовисты». Как и другие фовисты, Вламинк в своих ландшафтах и натюрмортах подчинял форму цвету. Примером может служить появившийся в 1906 «Ландшафт с красными деревьями». Он писал практически без контуров и отказывался от традиционного перспективного построения картины.
В 1907 он заключил договор с владельцем художественной галереи Ам-бруазом Волларом, который в том же году организовал первую персональную выставку работ Вламинка. Знакомство с первыми произведениями кубизма вызвало стилистический поворот в творчестве художника: архитектура картин Вламинка стала более уравновешенной и стабильной. В своих работах, выполненных в прерывистых синих и зеленых тонах, он стремился добиться унифицирования плоскости и пространства. Довольно скоро, впрочем, Вламинк ощутил, что его свобода как художника оказалась скованной рациональной художественной концепцией кубизма. Отказ Вламинка подводить свои работы под теоретический базис привел его к разрыву с интеллектуалом Дереном.
Во время первой мировой войны Вламинк работал чертежником на оборонном предприятии. По окончании войны он вновь занялся экспрессионистской живописью. За счет драматических эффектов светотени, а также холодных цветов картины Вламинка навевали на зрителя зловещие настроения.
В 1919 он приобрел дом в сельской местности Вальмондуа недалеко от Парижа, который в 1925 обменял на небольшое земельное владение в Руэлль-ла-Гадильере. Там уединившийся от городской суеты художник посвятил себя работе на земле.
В 1936 Институт Карнеги в Нью-Йорке осуществил успешное представление работ Вламинка в США. После вступления немецких войск во Францию (1940) художник уехал в Нормандию, однако довольно скоро вернулся в свой сельский дом. Во время оккупации Вламинк, будучи членом Лиги антифашистов, примкнул (1941) к группе французских художников, которую немцы отправили в поездку по Германии с пропагандистскими целями. Два года спустя в своей книге «Портрет перед кончиной» он обрушился с яростными нападками на современное искусство, которому в то время немало досталось и от нацистов. После войны Вламинк предстал перед Особым судом по обвинению в коллаборационизме, которое, однако, было с него снято. В послевоенные годы Вламинк писал преимущественно психологизированные картины, вновь приблизившись в начале 50-х к своим ранним фовистским работам. В 1954 он представлял свою страну на биеннале в Венеции, вернув себе прежнее уважение, которое в какой-то степени было утрачено из-за обвинений в коллаборационизме.
Первая крупная ретроспектива работ Вламинка состоялась в 1956 – правда, не в государственной, а частной художественной «Галерее Шарпентьер» в Париже. Через два года, в 1958 г., художник скончался в Руэлль-ла-Гадильере в возрасте 82 лет.