Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_6a4li7b38fu46rofghm68rap70, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_6a4li7b38fu46rofghm68rap70, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Французский художник, родился в 1875 г. в Бордо. Учился в Париже в Школе декоративного искусства, а также в Школе изящных искусств у Гюстава Моро (1895—98). В годы учебы завязалась его многолетняя дружба с Матиссом, сложились близкие отношения с Ж. Руо, позднее — с Дереном и Вламинком. В Осеннем салоне 1905 г. и Салоне независимых 1906 г. Марке выставлялся вместе с художниками этой группы, получившей название фовистов. В фовистских пейзажах Марке, при всей цветовой насыщенности, сохраняются пространственные отношения, распределение интенсивных цветов следует за движением планов в глубину («Ярмарка в Гавре», 1906).
С 1907 г. Марке, отказавшись от условной экспрессии фовизма, вырабатывает собственную живописную систему. Его произведения отличают лаконизм рисунка, спокойная ясность композиции, мягкая серебристая цветовая гамма, построенная на сдержанных контрастах светлых и темных тонов, тонко передающих определенное состояние природы и пространственной и световоздушной среды («Порт в Гамбурге», 1909; «Пейзаж, Иль-де-Франс», 1913; «Регата в Майрэ», 1927).
В своих лирических городских пейзажах Марке создал собственный неповторимый, глубоко эмоциональный образ Парижа. Виды Парижа написаны с высокой точки наблюдения, открывающей дали, гладь Сены, пересеченной дугами мостов, перспективы улиц и набережных, уплывающих в сторону и теряющихся за крышами домов («Понт-Нёф и набережная Сент-Августин», 1910—11). Приглушенная пепельная тональность, передающая состояние влажной атмосферы, насыщается богатыми переливами перламутровых оттенков («Дождливый день в Париже (Нотр-Дам)», 1910).
С конца 1900-х гг. Марке много путешествовал. Он работал в разных местах Франции, неоднократно посещал Неаполь, Гамбург, Роттердам, Лондон, Венецию, Алжир, Тунис, Марокко, Испанию, Швейцарию, Норвегию, Румынию, в 1934 г. совершил поездку в Советский Союз. В его видах портов и гаваней спокойная водная гладь наполнена опаловым свечением, а тонущие в дымке прибрежные постройки, суда, горные массивы создают замкнутое обрамление («Ла-Рошель», 1920; «Поркероль», 1939).
Некоторые работы Марке 1920-х гг. сближаются с акварелью особой прозрачностью техники, легкостью мазка, тонкостью цветовых градаций («Ла Рошель, выход парусных лодок», 1920, частное собрание, Париж; «Триель», 1931, частное собрание, Париж). В период 1930-х гг. в творчестве Марке проявились романтические интонации: пейзажи ночного Парижа пронизаны беспокойными ритмами, динамикой вспыхивающих, фосфоресцирующих цветов («Ночной Париж», 1937, частное собрание). Годы оккупации Марке провел в Алжире. В 1945 г. вернулся в Париж, где умер спустя два года, в 1947 г.
Марке проявил себя как талантливый рисовальщик, иллюстратор, мастер акварельной живописи.