Фердинанд Ходлер

Ходлер Фото 1916

(14.03.1853 - 19.05.1918)

cтиль работ этого швейцарского живописца менялся от реализма к символизму, от символизма к модерну. Монументальными панно, появившимися в начале XX века, Ходлер внес новую струю в историческую живопись.

Ходлер Весна

Ходлер Фердинанд (Hodler Ferdinand) швейцарский живописец и график. Фердинанд Макс Ходлер родился в Берне. Это был действительно большой мастер, живописец и график, чье творчество в основном лежало в русле такого влиятельного в конце XIX века течения как модерн (Jugendstil, Secessia). В 1870-е годы Ходлер учился живописи в Женеве у Бернарда Менна, затем путешествовал по Европе: побывал в Италии, в Испании, целый год работал в Париже. Вернувшись на родину, Ходлер поселился в Женеве, где и прошла вся его жизнь. С 1892 регулярно выставлял свои работы в парижском салоне символистов “Роза и крест”.

Ходлер Избранное 1893-94

Один из крупнейших мастеров европейского модерна, Ходлер тяготел к национально-романтическим идеям, к философски наполненному символизму. Аллегорическим композициям Ходлера (“Ночь”, 1890, “День”, 1900, - обе картины в Художественном музее, Берн), произведениям на темы истории Швейцарии и Германии (“Вильгельм Телль”, коллекция Кетман, Золотурн; фреска “Выступление йенских студентов в 1813”, университет в Йене, 1908), пейзажам (“Женевское озеро”, Базель), портретам (автопортрет, 1900, галерея, Штутгарт, “Выздоравливающая”, 1879, Фонд Оскара Рейнхарта, Винтерфур) присущи монументальность и суровый лаконизм образного строя, напряженность динамичной композиции, острота четких линейных ритмов.Ходлер Взгляд на юность

1871: Ранние работы в реалистическом стиле. В 1871 Ходлер приехал в Женеву. Во время посещения одного из музеев он познакомился с художником Бартелеми Менном, который взял его в свой класс рисования. В период шестилетнего обучения Ходлер познакомился с произведениями французского реализма. Его картина "Столяр", завершенная в 1875, была первым тематическим отражением жизни рабочего класса в Швейцарии. По окончании учебы в 1877 Ходлер уехал в путешествие по Франции и Испании, где был очарован работами Андреа Мантенье, Рафаэля и Веласкеса. Вернувшись в Женеву, он снял в Старом городе помещение под мастерскую. В1879, в подражание образцам Камилля Коро, предтечи импрессионизма, Ходлер создал картину "Жнец".

1882: Символизм. В первой половине 80-х Ходлер покончил со своими прежними импрессионистскими ландшафтами и обратился к стилю раннего экспрессионизма. Характерны в этом смысле такие картины, как "Храбрая женщина" (1886), в которых отчетливо проявляется угловатая манера письма с энергичными линиями и четкой ритмичностью. Благодаря знакомству с поэтом Луи Дю-хозалем Ходлер сблизился с символистами и обратился к тематике, касающейся жизненной философии. Так появились его картины с застывшими, похожими на памятники фигурами. Манера письма в них строга и чопорна. В стенной росписи пивной "Крокодил" (1886) стиль Ходлера упрощается - ровные тона без переходов, четкие контуры и симметричные формы.

1889: Скандальная картина. В 1887 во время отдыха на Тунском озере художник познакомился с Бертой Штуки, на которой женился два года спустя (второй брак - с Берт Жак). В 1889 появилась "Ночь", ставшая первым образцом так называемого параллелизма Ходлера: за счет симметричного повтора одних и тех же цветов и форм художник хотел добиться большей содержательности и символичности картин. После первого же показа этой работы в 1891 в "Осеннем салоне" в Женеве полиция потребовала убрать ее из выставочного зала как "оскорбляющую нравственность" (что и было сделано). На следующий год Ходлер праздновал триумф в Париже, представив на суд зрителей картину, на которой люди изображались в прежней свободной манере. В Париже он примкнул к розенкрейцерам (группировке "Розового Креста", представители которой выступали против реализма) и принял участие в первом "Салоне Розового Креста" в 1892, выставив созданную в том же году картину "Разочарование". Влияние мистического учения розенкрейцеров ощущается и в дальнейших работах Ходлера - "Исход во Вселенную" (1892), "Избранный" (1893/94), "Эуритмия" (1894/95).

1894: Исторические картины в обличье стиля модерн. В середине 90-х Ходлер сосредоточился на исторической живописи. В 1897 он выиграл конкурс на оформление Оружейного зала в Цюрихском музее - были выбраны его сцены из швейцарской военной истории. Эта работа, а также выполненное в дальнейшем "Отступление из Мариньяно" внесли новую струю в историческую живопись того времени. Для усиления зрелищности Ходлер прибегал к орнаментальной структуре линий, что несколько выходило за рамки модернового стиля. В1907 он выполнил еще одну настенную работу на историческую тему: по заказу Йенского университета создал картину "Уходйенских студентов на освободительную войну против Наполеона" (1908/09). По рекомендации Макса Либермана ему поручили (в 1911) оформить зал заседаний в Ханноверской ратуше: на картине "Единодушие" изображается сцена клятвы верности времен Реформации.

Ходлер Ночь 1890

1908: Экспрессивные работы позднего периода. Вслед за росписью стен Ходлер создал многочисленные изображения альпийских ландшафтов в абстрактном ключе (например, "Тунское озеро", 1909), а также впечатляющие изображения человеческих фигур ("Лесоруб", 1910), предварявшие его экспрессионизм. Последний значительный цикл работ Ходлера был посвящен смерти его возлюбленной, Валентины Годе-Дарель. В картинах этого цикла (например, "Умирающая", 1915) Ходлер увязывал элементы реальности и психологизирования. В 1918 году 65-летний художник умер от отека легких в Женеве.

Дж. Лeнc

http://www.ikleiner.ru/lib/xxcentury/xxcentury-0099.shtml

Библиотека » Сто художников XX века

1853, Берн — 1918, Женева. Швейцарский живописец, график. Учился в мастерской отчима, художника-декоратора Г. Шюпбаха. В 1867—1868 занимался у Ф. Зоммер-Колье в Туне. В 1870 уехал из Туна в селения Шеффесбург и Лангеталь, где писал пейзажи. С 1871 учился в Женеве в Художественной школе у Б. Мена, ученика Коро. Затем покинул Женеву и переехал в Лангеталь. С сер. 1870-х начал выставляться. В 1879 посетил Испанию, впоследствии постоянно жил в Женеве. Принимал участие в 1890-х в выставках "Берлинского Сецессиона", а также парижском салоне символистов "Роза и крест". Писал пейзажи, портреты, картины аллегорического и символического содержания, сцены из швейцарской народной жизни.

В колорите произведений 1870 — нач. 1880-х на современные бытовые сюжеты Часовщики в Мадриде (1879, Люцерн, Художественный музей), Молитва в кантоне Берн (1881, Берн, Художественный музей) сказалось влияние манеры старых мастеров, которых Ходлер изучал во время поездки в Испанию. В жанре реалистического "портрета-типа" решены картины Школьник (1875, Базель, Художественный музей), Философствующий рабочий (1884, Женева, Музей искусства и истории), Утомленные жизнью (1887, Винтертур, собрание О. Рейнхардта). Резко очерченный темный контур, свидетельствующий об увлечении живописью Гольбейна, придает пластике фигур строгость и четкость. В 1870—1880-е художник часто изображает модели в интерьерах, придавая портретам сходство с бытовыми сценами (Сапожник Ф. Нуком, 1878, Винтертур, собрание О. Рейнхардта; Мать и дитя, 1888, Нюрнберг, Германский нац. музей). С сер. 1880-х Ходлер резко меняет живописную манеру и обращается к новым для него сюжетам символического содержания. В картинах Взгляд в бесконечность (1885, не сохранилась), Ночь (1890), Эвритмия (1895), День (1899, все — Берн, Художественный музей), Весна (1901, Хаген, Музей К. Э. Остхауза), Истина (1903, Цюрих, Кунстхалле) появился поиск выразительных возможностей цвета и декоративно-плоскостного построения композиции. Ритму расположения женских фигур в пейзаже (Ночь, День, Истина, Весна) или процессии старцев в белых мантиях (Эвритмия) отвечает строгая горизонтальная симметрия цветовых плоскостей, контуров, повторяющихся движений и жестов. Вторящие параллелизму линий цветовые зоны усиливают живописную экспрессию полотен. Цвет и линия становятся в картине-панно Ходлера главными выразителями определенного эмоционального состояния — экстатического порыва, чувства томления, погруженности в сон. Этот прием, характеризующий поиски живописи европейского модерна, Ходлер переносит и в монументальную живопись. Ритм больших пятен оранжевых, зеленых, голубых цветов строго вторит горизонтальной читаемости сюжета из истории швейцарского национально-освободительного движения (Отступление при Мариньяно, 1900, Цюрих, Нац. музей истории Швейцарии). Фреска Университета в Иене Восстание студентов (1908) была в годы Первой мировой войны забита досками до 1919 из-за шумихи, поднятой вокруг имени художника, подписавшего протест против бомбежек немецкой авиацией Реймсского собора. В пейзажах Ходлера с видами величественных заснеженных вершин Альп, живописных швейцарских озер и горных рек (Эйгер, Менх и Юнгфрау при лунном освещении, 1908, Женева, галерея Мооса; Дубы в Штокгорне в Бернском кантоне, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Юнгфрау, 1911, Винтертур, собрание О. Рейнхардта; Вид на Монблан с Женевского озера, 1918, Женева, Музей искусства и истории) динамика цвета и экспрессивный мазок предвосхищают живопись экспрессионистов. В них проявился научный интерес художника к оптическому смещению цветов, изменению цвета под воздействием света. В 1897 Ходлер сделал в Обществе друзей изобразительных искусств доклад на эту тему. Новые приемы своей декоративно-плоскостной живописи Ходлер привнес и в портрет. Портреты современников (Профессор Г. Сали, 1904, Берн, частное собрание; Е. Шмидт-Мюллер, 1915, Золотурн, частное собрание; А. Лашеналь, 1916, Женева, Музей искусства и истории) строятся на гармонии больших цветовых плоскостей, выразительном темном контуре. Живопись Ходлера как одного из самобытных мастеров европейского модерна оказала влияние на искусство XX в.

Лит.: Варшавский Л. Р. Фердинанд Ходлер. М., 1980; Mühlestein H., Schmidt G. Ferdinand Hodler. Sein Leben und seine Werke. Zürich, 1983; Ferdinand Hodler: Katalog der Ausstellung. National Galerie, Berlin, Staatlische Museen. Zürich, 1983.

Е. Федотов