Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_pg1lg6odaash35t1pnl39k3kn1, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_pg1lg6odaash35t1pnl39k3kn1, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Копенгагенская королевская фарфоровая мануфактура Ваза

Свыше двухсот лет Копенгагенская королевская фарфоровая мануфактура является производителем качественного фарфора. Одним из исторически важных моментов жизнедеятельности этой старинной мануфактуры является интересующий нас период, охватывающий два последних десятилетия XIX в. и первое десятилетие XX в., который соответствует период,
возникновения и развития искусства Ар Нуво.

В периодических изданиях этого времени имя Копенгагенской королевской фарфоровой мануфактуры упоминается, прежде всего, в связи с ее участием во Всемирной парижской выставке 1900 г. Так, в статье «Современая керамика на Парижской выставке» Льюиса Ф. Дея отмечено большое значение изделий копенгагенского предприятия для фарфоровой индустрии. Автор уделяет особое внимание подглазурно декорированным изделиям мануфактуры, восхищается мягкостью тонов и изяществом линий произведений датского фарфора. Тогда же появляется статья «Промышленное искусство», автор которой (Е. Е. V.) говорит о силе влияния японского искусства на продукцию Копенгагена: «Японское влияние на эти изделия наблюдается в крайней простоте и изяществе их декорировки»..

Копенгагенская королевская фарфоровая мануфактура Ваза фрагмент

Крупнейшей выставке в Париже 1900 г., достойно отметившей начало нового века, предшествовала Парижская выставка 1889 г., имевшая меньший масштаб, на которой впервые были выставлены образцы нового фарфора Копенгагенской королевской мануфактуры, созданные ведущим мастером мануфактуры Арнольдом Крогом и его коллегами. «После блестящего дебюта Копенгагенского завода на Всемирной парижской выставке 1889 г. художественная деятельность всех ведущих фарфоровых заводов Европы принимает новое направление». Последовавшие за выставкой 1889 г. одиннадцать лет оказались очень плодотворными для датского керамическо искусства и завершились триумфом на выставке 1900 г.

Копенгагенская королевская фарфоровая мануфактура Белый медведь

Все исследователи единодушны в том, что именно Копенгагенской королевской фарфоровой мануфактуре принадлежит роль первооткрыватей ской королевской мануфактуры становится основным для предприятия
Мейсена. Отныне изделия этой мануфактуры подглазурно декорируются изображениями растений, насекомых, птиц35. В это время А. Бартом и
О. Войтом в технике подглазурной росписи созданы вазы, на тулова которых помещены зимние пейзажи (1907).

Очень популярна малая пластика,
принципы изготовления которой заимствованы также у Копенгагена. Особенно привлекает мастеров анималистическая линия. В 1903 г.появляется фигура морского льва, лежащего на льдине (О. Ярл), а в 1905 г. — белый медведь Ф. Рота. Хищник изображен лежащим на животе, он раскинул в стороны задние лапы, а передние положил под голову. Белый блестящий фарфор передает эффект гладкой шерсти, фиксирует все складки шкуры. Лишь темный нос и подушечки лап, как и в работе К. Лиисберга, являются
росписью этой вещи.

Откликом мануфактуры Мейсена на сцены из народной жизни, запечатленные в пластике копенгагенскими художниками, стала работа О. Пилца «Девочка с теленком» (1911). Сцена повседневности поэтически воспета мастером, лаконизм формы и мягкость нежных оттенков подглазурной палитры указывают на родство с работами К. Томсена.
Копенгагенская королевская фарфоровая мануфактура Клеймо
Влияние датской королевской мануфактуры заметно и в продукции ближайшего соседа Дании — Швеции. Фарфоровый завод в Рерстранде уже в последние годы XIX в. работает «в стиле Копенгагена». В 1897 г. В. Лундстремом и А. Валландером созданы подглазурно декорированные вазы. Эти произведения наглядно демонстрируют силу влияния копенгагенской мануфактуры на шведских керамистов. Простые обтекаемые формы оживлены изображениями едва различимых на нежно-сиреневом фоне цветов, выполненных в низком рельефе.

В самом Копенгагене идеи королевской мануфактуры были живо подхвачены мастерами недавно открытой фарфоровой фабрики «Бинг и Грендаль» — Мортенсеном, Доллом.Янсеном, Нильсеном идр. Подглазурно декорированные вазы, пласты, малая пластика, выполненные этим предприятием, умножают славу своего знаменитого соотечественника — Копенгагенской королевской фарфоровой мануфактуры.

Копенгагенская королевская фарфоровая мануфактура Артишоки ваза 1910

По мнению А. Хэйдена, известного исследователя датского фарфора, «гончары мира от Севра до Японии, от Стаффордшира до Пенсильвании
усвоили вдохновенную технику маленькой мануфактуры на берегах Балтики»