Ассоциативная связь Викторианским условно назван длительный период в истории искусства Англии второй половины XIX в., связанный с годами правления королевы Виктории (1819—1901) и принца-консорта (англ. Consort — "супруг") Альберта (1819—1861). Виктория стала королевой в 1837 г. Это редкое по длительности и устойчивости правление охватило более полувека и оказалось для Англии "мостиком" в XX столетие. Оно характеризовалось "балансированием между традициями и реформами" в экономике и политике, что отразилось на развитии искусства. Англичане называют этот период кратко: victorianism — и считают, что в эстетике он означал торжество прагматизма и материализма, что, впрочем, вообще характерно для "английского стиля". Эклектизм и стилистическая пестрота викторианизма объясняются также естественной реакцией на пуританский стиль, строгость предшествующей эпохи стиля королевы Анны и георгианцев (см. Анны королевы стиль; георгианский стиль). В искусстве викторианского периода выделяют три этапа:
— ранний, или период неостилей (1835—1855);
— средневикторианский период (Mid-Victorian period, 1855—1870);
— поздний, или "свободное возрождение Ренессанса" (Free Renaissance Revivals, 1870—1901).
Ассоциативная связь Начало викторианской эпохи было преисполнено безудержного оптимизма. В это время Англия переживала период промышленного подъема и становилась "мастерской мира". Соответственно, развивалась и заносчивая психология представителей нового среднего класса (Middle class), стремившихся окружить себя атрибутами "роскошной жизни". Снова вошло в обиход понятие "боязнь пустоты", но, в отличие от традиционной трактовки, к примеру в искусстве Барокко, оно стало отражением иного, эклектического мышления, что заметно в оформлении жилых интерьеров. На фоне стилистически неопределенного декора без всякого порядка и разбора помещалось множество ненужных предметов (см. "вещный интерьер"). "Этот „страх пустоты“ викторианцы принимали за комфорт, вкус и светский тон", — писал в своей книге по истории оформления интерьера Ч. Мак-Коркодейл. Далее он приводит слова немецкого историка искусства Н. Певзнера: "Преобладающим складом сознания в Англии около 1850 года являлся объевшийся самодовольный оптимизм. Вот она, эта Англия, ставшая благодаря предприимчивости заводчиков и торговцев богаче, чем когда-либо, мастерская мира, рай благополучной буржуазии, управляемый королевой-буржуазкой и деятельным принцем-консортом". Вкусы того времени, распространенные повсеместно, вдохновили Генри Джеймса на ядовитые строки, посвященные домовладельцам: "Они густо покрывали стены мишурным орнаментом и вырезками с какими-то странными разрастаниями и выпирающими складками драпировок; всевозможными безделушками, которые можно было разве что дарить горничным, этот неописуемый комфорт мог бы доставить большое удовольствие слепому"1. Одной из причин этого явления называют ослабление влияния Романтизма, ведущего художественного направления начала XIX в. С 1830-х гг. в Европе начинается период Историзма, времени сосуществования самых разных неостилей. Англия не была исключением. Ассоциативная связьРанневикторианский период характерен параллельным развитием стилей "неогрек", Неорококо, Неоготики, "византийского", "мавританского", "китайского". Упадок искусства был неизбежен. "Готику долгое время коверкали, чтобы сделать ее подходящей для коммерческих зданий. Фасадами греческих храмов украшали жилые дома и банки. Римские бани проглядывали в облике железнодорожных станций". Эклектика сопровождалась негативным влиянием первых результатов промышленной революции. Машинным способом можно было сделать быстро и дешево любой "исторический декор": "барочную резьбу" из папье-маше или крашеного гипса, "золоченые рокайли" из жести. Керамикой имитировали металл; викторианская мебель в стиле "Людовика XIV" соединялась с "готическим" декором... И все это на фоне тяжелых занавесей и почерневших академических картин в золоченых рамах. В карикатурных проявлениях "викторианский стиль" — искусство имитаций и подделок, суррогат, в котором из дешевых материалов механическими приемами создавалась иллюзия роскоши других времен "доброй старой Англии" (сравн. "колониальный стиль"). Некоторой параллелью "викторианского стиля" в Англии можно считать поздний Бидермайер и "стиль Макарта" в Вене и Мюнхене. Понятно, что индустрия подделок, разлад между промышленным производством и эстетикой вызвали протест со стороны мыслящих, тонко чувствующих художников и теоретиков искусства, который оформился в неоромантическое, или позднеромантическое, направление и антиэклектическое движение. Рескин в своем кабинете. В.Г. Коллингвуд. 1881 г. Его зачинателем стал англичанин, писатель Дж. Раскин. В 1843 г. он опубликовал первый том книги "Современные художники" («Modern Painters"). В этой книге Раскин призывал "вернуться к природе", к искренности и простоте. Он ненавидел машинную цивилизацию и видел единственное спасение искусства в возвращении к ранней Готике, к навыкам средневекового ремесла, когда мастер еще не был отчужден от производства вещи, являясь одновременно архитектором и рисовальщиком, каменщиком и кузнецом. Раскин презирал технику, свои книги печатал и иллюстрировал сам, а затем развозил их, пользуясь не поездом, а дилижансом. Он был убежден, что только в Средневековье, в эпоху гармонии искусства и жизни, духовные, религиозные и нравственные ценности преобладали над материальными. В следующей книге "Камни Венеции" (1853) великий идеалист и романтик обрушился на викторианцев, утверждая, что всякое "машинное производство украшений бесчестно", оно нарушает главный принцип художественности: соответствие формы качеству материала и способу его обработки. Продолжателем идей Раскина был архитектор, рисовальщик-декоратор и писатель О. Пьюджин, один из лидеров "Готического Возрождения" в Англии. Пьюджин возглавил "католическое движение" среди деятелей искусства, в своих рисунках и акварелях он копировал готическую мебель и изделия из металла, стараясь воспроизвести средневековые образцы с величайшей точностью, чтобы "правдивее чувствовать дух истинного искусства". В 1843 г. Пьюджин опубликовал книгу "Апология возрождения христианской архитектуры" («An Apology for the Revival of christian architecture"). К 1860-м гг. относится наивысший подъем деятельности У. Морриса — художника, писателя и публициста, организатора движения "Искусства и ремесла", ставившего целью возрождение традиций средневекового ручного ремесла. Эти начинания составили "антивикторианское" течение английского искусства середины XIX в. («Anti-Victorian") и подготовили второй, средневикторианский период. Он ознаменовался крупнейшим событием в истории — проведением первой Всемирной выставки в Лондоне (1851), а также инициативами принца Альберта и архитектора Г. Земпера по организации художественно-промышленной школы и музея декоративного искусства (см. Виктории и Альберта музей в Лондоне). Одним из проявлений "антивикторианского" движения была деятельность прерафаэлитов .
Генри Данн. Россетти и Дантон в квартире на Чейн Уолк,16. 1882 г. Поздний этап в искусстве викторианской эпохи развивался под влиянием идей английского писателя У. Пэйтера, автора популярной книги об Итальянском Возрождении («The Renaissance", 1871). В те годы в художественной практике царило невообразимое смешение "исторических стилей": "Луи XIV", Рококо, Елизаветинского Ренессанса и Тюдор-Ренессанса (стиля Тюдоров), а также барочных стилей "короля Якова" и Реставрации Стюартов. В других европейских странах, прежде всего во Франции и Германии, наряду с Неоготикой, или стилем "трубадур", с 1860-х гг. получает развитие "неоренессанс" — причудливое смешение элементов искусства Готики, Итальянского и Северного Возрождения, Маньеризма и Барокко. Англия ответила на это "свободным возрождением Ренессанса" (Free Renaissance Revivals). Однако в кривом зеркале вкусов викторианской эпохи и этот неостиль оказался эклектичным. Громоздкая мебель, перегруженная дробным, мелким декором, была иронично названа современниками "стилем подставок и верхушек" (Bracket and overmantel style). Более цельно новое течение проявилось в лондонской архитектуре, где оно получило наименование "готического возрождения" (Gothic Revivals), или Нео-Тюдор (Neo-Tudor), поскольку здания в этом стиле включали отдельные элементы в подражание "перпендикулярному стилю" эпохи Тюдор-Ренессанса XVI в. Большинство существующих "готических" зданий Лондона построено в викторианскую эпоху. Среди них величественное сооружение — здание Парламента на берегу Темзы с Башней Виктории и часовой башней с колоколом "Большой Бен" — произведение архитектора Ч. Бэрри. Внутренняя отделка и мебель в "готическом" стиле созданы по рисункам О. Пьюджина. В 1886—1894 гг. в стиле "Нео-Тюдор" построен мост Тауэр через Темзу. Многие средневековые замки в это же время "воссоздавал" А. Сэлвин. В стиле "готического возрождения" работали архитекторы У. Бёрджес, Дж. Добсон, Н. Шоу, декораторы О. Джонс, К. Дрессер, проектировщик мебели Т. Коллкатт в сотрудничестве с мастерами фирмы "Гиллоу", мебельщик Б. Тэлберт. В 1880-х гг. появилось название "стиль Риджент стрит" (Regent street style), ассоциирующийся с обстановкой дорогих магазинов на фешенебельной улице Лондона.
Большие помпезные постройки этого времени отражали характерный имперский дух и потому породили еще одно название: "стиль Британской империи", или "британский ампир" (British Empire). Искусство викторианской эпохи было эклектично и потому не составило единого художественного направления или стиля. Следовательно, и название "викторианский стиль" следует брать в кавычки, понимая его фигурально. В 1890-х гг., в период модерна , критическое отношение к этому "стилю" породило течение эдвардианского неоклассицизма .


Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М.: Искусство, 1990.
Горюнов В., Тубли М. Архитектура эпохи модерна. СПб.: Стройиздат, 1992.
Розенталь Р., Ратцка Х. История прикладного искусства нового времени. М.: Искусство, 1971.
Элементы стиля Нео-Тюдор английский архитектор Э. Блор использовал в проекте дворца графа М. С. Воронцова в Алупке (Крым).