Warning: session_start(): open(C:\Windows\temp\sess_srsjisaglsucnlbtaffid26l30, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 15 Warning: session_commit(): open(C:\Windows\temp\sess_srsjisaglsucnlbtaffid26l30, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (C:\Windows\temp) in C:\www\lemma4.1php\login.php on line 36 Всеобщая история искусств

Замок Хоэншвангау в Баварии, Германия

Неоготика (от греч. Neos — "новый"; см. Готика, готический стиль) — один из неостилей, получивший распространение во многих странах Европы во второй половине XVIII, XIX и в начале XX вв. Имеет несколько историко-региональных вариантов. Возникновение художественного стиля английской Неоготики связано с романтическим движением в английском искусстве середины XVIII в. "Первая волна предромантического движения была связана с обращением к национальной истории, с пробуждением интереса к народной эпической поэзии, старой готической архитектуре, первым археологическим, ей посвященным увражам, а в литературе — с возрождением интереса к Спенсеру, Мильтону и Шекспиру, презираемым в эпоху господства классических норм. Водораздел проходит примерно в середине XVIII века... вдруг именно эти самые „темные века“ начинают вызывать интерес. Англичане открывают свой собственный остров. Лендлорды ищут в своих поместьях развалины, — если их нет, то их даже строят. Акварелисты рисуют старые полуобвалившиеся церкви, аббатства и надгробия, а антиквары издают их рисунки. Художники впервые открывают неизвестные ранее красоты таких мест, как Шотландия или Уэльс". В истории литературы этот период именуют предромантизмом (франц. preromantisme), он характеризуется особенным соединением Классицизма и элементов романтического мышления, еще не освободившегося от просветительских идей. В Англии предромантическое движение началось раньше, чем в других странах, оно представляло собой протест против рационализма периода английской промышленной революции XVII в. Так, уже в 1666 г. архитектор-классицист К. Рен в плане реконструкции Лондона предусматривал строительство четырех церквей в готическом стиле. Вместо термина "неоготика" тогда использовали слово "возрождение" (англ. Revival). Постепенно категория "прекрасного" в новой эстетике вытеснялось "живописным" , "античного" — "средневековым", "классического" — "романическим" (англ., франц. romance; так называли средневековые рыцарские романы).Ассоциативная связь

Слово "готика" после эпохи Возрождения XV—XVI вв. употреблялось только в негативном смысле как синоним варварства, антихудожественности. Идеализация Средневековья постепенно овладевала умами и проявлялась в неясном стремлении ко всему неизведанному и таинственному. Одним из первых в зримой, осязаемой форме эти идеи реализовал Хорес Уолпол (H. Walpole; 1717—1797) в своем поместье Строуберри Хилл (англ. Strawberry Hill — "Земляничный холм"). Х. Уолпол был младшим сыном премьер-министра Англии сэра Роберта Уолпола, графа Орфордского. Много путешествовал. В 1746 г. он приобрел загородный дом на левом берегу р. Темзы близ городка Твикнем (Twickenham), к западу от Лондона. С помощью архитектора Р. Адама новый владелец перестраивал свой дом в "готический замок". В 1774 г. Х. Уолпол опубликовал подробное описание замка (позднее несколько раз переизданное). В этом описании Уолпол отмечал намеренное смешение различных форм церковной и жилой архитектуры, деталей декора церковных порталов, средневековых надгробий, часовен, башен, каминов. "Я не собирался, — писал автор, — сделать свой дом столь готическим, чтобы этим исключить удобство и современную утонченную роскошь... Он был построен так, чтобы удовлетворить мой собственный вкус и до некоторой степени воплотить мои собственные фантазии (visions)". Эти "фантазии" — характерная черта романтического мышления, они отличают стиль Неоготики, попытки воссоздания, реставрации и реконструкции средневековых памятников от художественного стиля средневековой Готики. Замок Строуберри Хилл и его литературное описание, снабженное иллюстрациями, послужили образцом многих последующих неоготических построек в Англии и других странах. В замке были своя капелла, донжон (высокая круглая башня), столовая, стилизованная под монастырскую трапезную, готическая галерея, рыцарский зал. На потолке готической галереи архитектор Т. Питт воспроизвел нервюры сводов капеллы Генриха VII в лондонском Вестминстере. В своем замке Уолпол разместил библиотеку, уникальную коллекцию старинного оружия и картин. В 1754 г. школьный товарищ Уолпола поэт-романтик Томас Грей опубликовал книгу "Норманнская архитектура". Собственные фантазии подсказали Уолполу замысел знаменитой впоследствии "готической повести" "Замок Отранто" (1764), сюжет которой, по собственному признанию автора, он увидел во сне. Вслед за этой книгой последовали другие произведения в том же жанре А. Рэдклифф, Ж. Казота, У. Бекфорда. В 1761 г. Т. Грей издал книгу "Нисхождение Одина" (роман средневековых ужасов), в 1762 г. появилось издание Р. Хёрда "Письма о рыцарстве и средневековых романах". В 1765 г. в Лондоне опубликованы "Поэмы Оссиана" — стилизация под шотландский эпос. В 1796—1807 гг. архитектор-классицист Джеймс Уайатт (J. Wyatt; 1747—1813), ранее известный постройками в стиле "греческого возрождения", возводил "готическое аббатство" Фонтхилл (англ. Fonthill — "Холм-купель") для писателя Уильяма Бекфорда (1760—1844), автора "готических романов". В "аббатстве" имелась высокая башня. Эклектичные интерьеры были заполнены "исторической мебелью" различных стилей, поэтому историки английской архитектуры относят эти интерьеры к "викторианскому стилю". Там же размещались художественные коллекции У. Бекфорда: картины, оружие, гравюры, редкие книги.

Аббатство Фонтхилл

Дополнительный импульс движению "готического возрождения" придавала естественная реакция на холодность академического Классицизма, для Англии всегда остававшегося "иностранным искусством". Тем не менее открытие национального Средневековья в Англии происходило одновременно с увлечением античностью, "этрусским" и "помпеянским" стилями.

Дань течению «Gothic Revival" отдали наиболее известные архитекторы английского Классицизма: К. Рен, Дж. Нэш, Дж. Ванбру, Н. Хоуксмур. В начале XX в. под влиянием романов В. Скотта получил распространение стиль "трубадур" и возникла мода на "шотландские" и "вальтерскоттовские" интерьеры (см. "трубадур" стиль). В Англии XIX в. за подобным стилем укрепилось название "баронский", или "шотландский баронский стиль". Коттеджи в этом стиле, особенно оформление их интерьеров, в русле "готического возрождения" также относят к более широкому понятию "викторианского стиля". Во Франции интерес к средневековому искусству усилился после выхода в свет романа В. Гюго "Собор Парижской Богоматери" (1831). Об этом свидетельствует и деятельность А. Дю Соммерара по организации музея Клюни в Париже (1832). Неоготика — явление сложное, неоднозначное. В одних случаях — романтическая фантазия, неосознанные движения души, в других — театр, рассудочная игра, в третьих — реконструкция, реставрация и воссоздание памятников средневекового искусства. Творчество в неоготическом стиле представляет собой не только стилизацию форм, но, прежде всего, — создание особой мечтательной атмосферы для интеллектуального, исторически мыслящего человека, который понимает правила этой художественной игры, не ждет от нее точного соответствия, имитации форм средневекового искусства, а ищет историко-культурные ассоциации, образные аллюзии, актуальные идеи. Ведь содержание искусства постоянно обновляется, а прекрасные формы остаются. Поэтому неверным является применение к подобным явлениям терминов "ложная готика" или "псевдоготика". В эпоху после наполеоновских войн 1796—1815 гг. неоготический стиль развивался в рамках идеологического движения национального романтизма и отчасти был связан с политической реакцией. В Англии это движение вызвало вторую волну "готического возрождения". В Германии параллельно с формированием прусского эллинизма, или "помпеянского" стиля, неоготический стиль воплощал в своих произведениях архитектор, живописец и театральный декоратор Карл Фридрих Шинкель (1781—1841). Этот оригинальный художник, получив классическое архитектурное образование в берлинской мастерской Д. Жилли (архитектора французского происхождения), увлекался музыкой, восхищался средневековым искусством. В 1803—1805 и в 1824—1825 гг. был в Италии. В его творчестве античные мотивы переплетались с готическими и египетскими. Многие его проекты и картины носят фантастический характер. Грандиозным предприятием германской Неоготики является достройка средневекового собора в Кёльне. Возведение католического храма, одного из самых громадных в Европе (высота его башен 157 м), было прервано в 1531 г. в связи с утверждением в городе протестантизма. В 1790 г. Й. В. Гёте с горечью отзывался о недостроенном Кёльнском соборе. В 1814 г. писатель-романтик Й. Гёррес призывал достроить собор, считая это делом чести германской нации. В то время здание представляло собой удручающую картину — остов незавершенного нефа и начатая южная башня. В движении национального романтизма в Германии деятельное участие приняли братья Сульпиц (1783—1854) и Мельхиор (1786—1851) Буассере. Археологи, историки, литераторы французского происхождения братья Буассере, вдохновленные статьями немецких романтиков — Вакенродера, Гёте, братьев Шлегелей, — изучали средневековый собор Нотр-Дам и церковь Сен-Шапель в Париже, а также собор в Кёльне.

В книге "История и описание собора в Кёльне" (1821—1823) С. Буассере утверждал германское происхождение готического стиля. В то же время были обнаружены средневековые чертежи собора, и С. Буассере присоединил свой голос к требованиям достроить храм. В 1842 г. после тщательных подготовительных работ, проведенных К. Ф. Шинкелем и Э. Ф. Цвирнером (строителем неоготической церкви в Ремагене), прусский король Фридрих Вильхельм IV распорядился завершить собор и 4 сентября 1842 г. сам заложил первый камень. С 1863 г. Э. Ф. Цвирнер и Фридрих фон Шмидт (1825—1891) руководили возведением башен и ажурных шатров западного фасада. В 1880 г. строительство было завершено. Ф. фон Шмидт осуществлял также завершение другого готического гиганта — собора Св. Стефана в Вене. Он же является автором здания Ратуши в Вене, построенной в 1872—1883 гг. в неоготическом стиле. К этим сооружениям близка Вотивная церковь в Вене (см. рис. 232). Близ Потсдама, в Пруссии, в 1834—1849 гг. в неоготическом стиле по проекту К. Ф. Шинкеля строили замок Бабельсберг. Во Франции история изучения и научной реставрации памятников средневековой архитектуры началась с деятельности Эжена Виолле-ле-Дюка (1814—1879), архитектора, рисовальщика, историка. С 1840 г. Виолле-ле-Дюк исследовал и реставрировал собор Нотр-Дам де Пари, соборы в Амьене и Лионе. В 1859—1862 гг. по его проекту были "отреставрированы" (фактически созданы в стиле Неоготики) интерьеры замка Пьерфон (близ г. Компьеня) во Франции для императора Наполеона III (см. Второй Ампир, или "стиль Второй Империи"). Атмосферу готического Средневековья с 1869 г. воссоздавали придворные архитекторы короля Людвига II в замке Нойшванштайн в Верхней Баварии. В 1835 г. в Лондоне из девяносто семи проектов, представленных на конкурс нового здания Парламента, предпочтение было отдано "готическому", разработанному архитектором сэром Чарлзом Бэрри (1795—1860). Строительство грандиозного здания осуществлялось в 1836—1852 гг. (отделка интерьеров завершена в 1860 г.). Вытянутое по горизонтали каре венчается башней Виктории высотой 104 м. В нижнем ярусе устроен портал — "королевский вход" в здание Парламента. Над центральным залом помещается башня с островерхим шатром, а в противоположной северной части дворца высится часовая башня (высотой 98 м) с колоколом "Большой Бен". За основу проекта был взят "перпендикулярный стиль" английской готики и башни собора в Линкольне (XIII в.). Уникальные интерьеры, достоверно воссоздающие атмосферу средневековой Англии, созданы Огастесом Пьюджином (1812—1852). Пьюджин был не только выдающимся рисовальщиком, архитектором, строителем неоготических церквей в Стаффордшире, в г. Чидле (1841—1846) и в Ноттингхэме (1842—1844), но и исследователем средневекового искусства. По его рисункам созданы мебель, обивочные ткани, деревянная резьба в интерьерах и резьба по камню на фасадах здания Парламента. Многие детали декора Пьюджин заимствовал из убранства капеллы Генриха VII — шедевра перпендикулярного стиля (1503—1512), — которая находится в Вестминстере, расположенном рядом, через улицу от строившегося здания. Однако избыточность декора, пестрота красок, позолоты, мозаик, фресок, разноцветных изразцов, балдахинов, занавесей соотносит творение Пьюджина и с господствовавшими в то время вкусами "викторианского стиля". Новое здание произвело такое впечатление на англичан, что оно до сих пор именуется не зданием Парламента, а Вестминстерским дворцом. В 1886—1894 гг. в стиле "готического возрождения" поблизости от средневекового Тауэра возвели новый Тауэр — мост через р. Темзу. Новые здания в стиле перпендикулярной готики получили также название "Неотюдор" (Neo-Tudor), поскольку их прототипы существовали в XVI в. в эпоху Тюдор-Ренессанса. Величественность новых сооружений и значение, которое им придавали, породили еще одно название — "британский ампир" . Такова терминология английских неостилей. В русле готического возрождения в Англии работали архитекторы А. Сэлвин, У. Бёрджес, Дж. Добсон, Т. Хоппер, Н. Шоу, декораторы О. Джонс, К. Дрессер, проектировщики интерьера и мебели Т. Коллкатт, Б. Тэлберт. В 1864—1872 гг. в Южном Кенсингтоне (район Лондона) по проекту архитектора Дж. Г. Скотта возвели претенциозный памятник принцу Альберту (см. Виктории и Альберта музей в Лондоне). Вызолоченная статуя принца помещена внутри огромного табернакля, увенчанного готическим шпилем. Со зданием Парламента в Лондоне ассоциируется похожее по композиции здание Парламента в Будапеште, созданное также в неоготическом стиле в 1884—1904 гг. В истории русского искусства к неоготическим памятникам иногда относят Чесменскую капеллу, построенную Ю. М. Фельтеном (см. екатерининский классицизм; т. 3, рис. 520), работы В. И. Баженова и М. Ф. Казакова в подмосковном Царицыно, М. Д. Быковского — в Марфино. Однако правильнее называть эти произведения не "готическими" и не "псевдоготикой", а образцами романтической архитектуры, соединяющей различные и значительно переработанные элементы восточной и западной архитектуры. В подобных произведениях сочетание древнерусского узорочья, славянского орнамента, килевидных и стрельчатых арок не выглядит эклектикой, потому что они находятся в едином композиционном пространстве романтического мышления художника. В России увлечение Неоготикой, как и другими неостилями, отражало возросший интерес к художественным традициям других стран и стало выражением стремления к духовной свободе, протеста против академической рутины и канонов академизма, признававших только греческую и римскую древность. Эти тенденции формировались не только стихийно, "снизу", но и, как это всегда бывало в России, "сверху" — осуществлялись волей царственных особ. В 1770 г. императрица Екатерина II для "изучения новой готической архитектуры и устройства садов" (имеются в виду романтические пейзажные парки) послала в Англию для обучения архитектора В. И. Неелова с сыном, И. В. Нееловым (см. также палладианство; "Палладиев мост"). По возвращении, в 1772—1777 гг., В. И. Неелов построил в Царском Селе здание Адмиралтейства в "готическом вкусе" с элементами традиционной голландской архитектуры (см. т. 10, рис. 231). Однако в России конца XVIII в. распространение "готического вкуса", в отличие от Неоготики XIX в., еще не связывали с национально-романтическим движением. Термин "готический вкус" трактовали без национальной принадлежности в качестве синонима "неправильного, странного, причудливого, старинного". Иначе и быть не могло, поскольку средневековое западноевропейское искусство в то время было недостаточно изучено. В Неоготике не видели и открытой оппозиции Классицизму; с екатерининского времени это течение развивалось внутри классицистического стиля и имело "оттеняющую функцию... внутристилевое противопоставление"4. Действительно, и Чесменский дворец с церковью Ю. М. Фельтена, и Адмиралтейство В. И. Неелова, и баженовская церковь в селе Быково демонстрируют не готический стиль, а некую игровую декорацию без ясной стилевой ориентации. Однако безоговорочное отнесение этих памятников к Классицизму означает размывание границ стиля. Несколько иной характер приобретают неоготические постройки в России XIX в. Только к этому времени в русском искусстве отчетливее осознаются идеи Романтизма и формируется соответствующая идеология. А. А. Менелас в 1825—1828 гг. возвел в Царском Селе "готическую руину" — башню Шапель, а в Петергофе в 1826—1827 гг. — малый дворец "Коттедж" в модернизированном стиле английской готики. В Петергофе в романтическом неоготическом стиле работал архитектор Н. Л. Бенуа. Постройки этих архитекторов формировали новую атмосферу "готического" Петергофа времени правления Николая I, отличную от "барокко" петровского и елизаветинского времени (см. "николаевская готика"). В усадьбе Марьино крестьянские мастера под руководством крепостного архитектора П. С. Садовникова создали Готический кабинет (не сохранился), а в парке устроили "готические руины". К неоготическому стилю обращались архитекторы А. П. Брюллов, И. А. Монигетти. Эти же мастера работали в "русском", "помпеянском", "мавританском" стилях. В 1846 г. "готический домик" в Знаменке близ Петербурга построил А. И. Штакеншнейдер. Особенно часто в неоготическом стиле оформляли интерьеры кабинетов, библиотек, что должно было придавать им "таинственность". В моде были витражи, геральдика, рыцарские атрибуты, мотивы французского стиля "трубадур", скульптуры, изображающие вооруженных рыцарей, и часы в виде миниатюрных готических соборов. В 1857 г. архитекторы И. И. Горностаев и В. И. Собольщиков оформили в средневековом стиле "Кабинет Фауста" в здании Публичной библиотеки на углу Невского проспекта и Садовой улицы в Петербурге. Увлечение неоготическим стилем продолжалось и в период Модерна, что объясняется усилением романтических настроений "на повороте столетий". В Зимнем дворце по проекту А. Ф. Красовского создана "готическая библиотека" для императора Николая II (1894—1896) (рис. 154, 155). В оформлении этого романтического интерьера принимали участие мастера фирмы "Мельцер и Ко". Архитектор Ф. О. Шехтель при участии М. А. Врубеля создал "готический зал" особняка З. Г. Морозовой в Москве (1893—1896), впечатляющий ощущением подлинности Средневековья (см. т. 5, рис. 474, 475). Столь долгая и многообразная жизнь неоготического стиля убедительно свидетельствует, что этот стиль — не временная мода или заблуждение ума, проявление "испорченного вкуса" и не всегда является поверхностной стилизацией. Неоготика — одна из форм романтического художественного мышления, отражающая закономерное и постоянное стремление к овеществлению своей причастности историческому времени, осознанию своего места в истории европейской культуры. Однако термин "Неоготика" (нем. Neugotik) появился относительно поздно. Его использовал немецкий историк искусства Р. Хаманн в 1909 г. для обозначения иного явления — стиля живописцев интерциональной готики периода кватроченто (1400-х гг.) в искусстве Северной Италии. Лишь позднее этот термин приобрел современный смысл.

Произведения в неоготическом стиле:

1. Замок Строуберри Хилл. Твикнем, Англия. 1749—1777. Архитекторы Р. Адам, Х. Уолпол. Гравюра 1774 г.

2. Х. Уолпол в библиотеке замка Строуберри Хилл. Гравюра 1777 г.

3. Поместье Фонтхилл. Общий вид. 1796—1807. Архитектор Дж. Уайатт